Posted 15 сентября 2004,, 20:00

Published 15 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Функций громадье

Функций громадье

15 сентября 2004, 20:00
У только что появившегося в структуре правительства министерства регионального развития, кроме названия, нет ничего определенного. Зато, судя по амбициозным планам его руководителя, бывшего полпреда президента в ЮФО Владимира Яковлева, структура эта будет заниматься самым широким спектром вопросов – от религии до созда

Оказывается, в новом старом министерстве будут аккумулированы все вопросы регионального развития, а не только проблемы этнических взаимоотношений, как прогнозировалось ранее. По словам г-на Яковлева, ведомство займется, в частности, межбюджетными отношениями, а также вопросами религии и проблемами казачества. Отвечая на вопрос о возможном дублировании функций МЭРТ, свежеиспеченный министр заявил, что департамент региональных программ Минэкономразвития должен подчиниться ему либо «перейти на другую работу». В ведомстве Германа Грефа вчера отказались давать комментарии на эту тему, сославшись на занятость.

Небольшую ясность в коллизию с переделом функций согласился внести заместитель председателя комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, член фракции «Единая Россия» Юрий Конев. Он, в частности, сообщил, что «в России региональная политика полностью отсутствует». «Вопрос не в том, у кого отнять и кому передать, а в том, кто эффективнее способен повышать инвестиционную привлекательность российских губерний, – заявил «НИ» г-н Конев. – У меня такое ощущение, что у МЭРТ здесь есть пробел. Ведомство, конечно, не хочет терять эту функцию, но чем-то же надо жертвовать ради эффективности». Между тем депутата настораживает сам факт решения о создании министерства по делам регионов. «У меня есть ощущение, что его создали специально под Владимира Яковлева, вот и получается, что, кроме вывески и личности руководителя, больше ничего не известно», – заметил депутат.

Между тем попытки создать и поставить на ноги министерство по региональной и национальной политике в той или иной форме предпринимались с 1991 года, когда был создан Госкомитет по национальной политике. В 1992 году этой структурой руководил Сергей Шахрай, возглавляя параллельно и Государственное правовое управление. Под его началом в 1994 году комитет был повышен в статусе и получил «звание» министерства по делам национальностей и региональной политике. Через два года, сменив несколько руководителей, ведомство стало именоваться министерством по делам национальностей и федеративным отношениям. Пока в 1998 году не было разделено на два автономных министерства. Но уже через год их снова слили воедино, видимо, для того, чтобы в 2001 году структуру и вовсе упразднить.

«С тех пор подвижек мало. Даже то, что такое национальная политика, остается неясным», – заявил «НИ» сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Валерий Степанов. «Получается, что чиновники увлеклись структурными играми, но до сих пор не разобрались, как противодействовать религиозному экстремизму и разжиганию межнациональной розни», – отметил специалист.

Председатель Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов, бывший в 1998 году зампредом правительства по национальным вопросам, в связи с оглашением г-ном Яковлевым своих планов заявил «НИ»: «Если исходить из логики формирования правительства Фрадкова, то новое ведомство нужно разделить как минимум на 4–5 служб и агентств. А то получается скопище разнообразных сфер ответственности и функций, никак не связанных друг с другом».

Комментируя слова министра о том, что его ведомство – «принципиально новое подразделение, которое будет создаваться с нуля», г-н Абдулатипов заметил: «Если он говорил о национальной и региональной политике, то у нас уже есть одобренные компетентными органами концепции, готовые к применению на практике. С точки зрения наработок сделано уже многое, поэтому, что имел в виду г-н Яковлев, я сказать не могу».

А руководитель Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель, говоря о своевременности появления министерства регионального развития, сказал, что «мы не учимся на ошибках прошлого». По его словам, опыт непродолжительной работы министерства регионального и национального развития, существовавшего в правительстве Кириенко, показал нежизнеспособность подобной структуры. «Министерство быстро развалилось именно потому, что в нем пытались соединить экономику и национальную политику, а это невозможно, – считает г-н Мукомель. – Сейчас собираются сделать то же самое, поэтому никакого оптимизма относительно будущего этого ведомства я не испытываю». Кроме того, эксперт высказал опасение, что «в нынешнем виде министерство ориентировано на выстраивание и рихтовку вертикали власти». «В свое время этим занималось ныне упраздненное Территориальное управление администрации президента, – отметил г-н Мукомель. – Я подозреваю, что Яковлев будет надзирать за регионами и мягко их поправлять».

Человек с креслом

Не место красит человека, а человек место. Именно эта народная мудрость приходит на ум в связи с назначением профессора кафедры городского хозяйства Санкт-Петербургского государственного технического университета, почетного строителя России Владимира Яковлева министром регионального развития.

Как настоящий государственник президент Путин своими служащими не разбрасывается и при любом раскладе находит им достойное место в госслужбе. И нынешнее назначение г-на Яковлева не единственный пример, когда президент создавал под конкретного чиновника новое ведомство.

Так, в мае 2003 года Виктор Черкесов галантно уступил место полпреда в Северо-Западном федеральном округе Валентине Матвиенко. Для нее эта должность стала промежуточным этапом на пути к креслу губернатора Санкт-Петербурга. А под бывшего полпреда была оперативно создана новая спецслужба: Государственный комитет РФ по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. Интересно, что для создания Госнаркоконтроля своей должностью в свою очередь пришлось пожертвовать Михаилу Фрадкову: возглавляемая им Федеральная служба налоговой полиции РФ стала основой для нового силового ведомства. Сам Михаил Ефимович отправился в ранге министра представлять Россию-матушку в Евросоюзе, а позже известно, кем стал.

В январе 2000 года, после того как Владимир Путин уволил Павла Бородина с должности своего управделами, спустя две недели для Пал Палыча была создана должность государственного секретаря Союзного государства России и Белоруссии.

Но Владимир Яковлев все-таки по-своему уникален. Он является самым востребованным российским чиновником высокого ранга: за год и два месяца он умудрился сменить четыре места работы!

В июне прошлого года он был вынужден освободить кресло губернатора Санкт-Петербурга для Валентины Матвиенко. После чего занял пост вице-премьера правительства по ЖКХ, который Владимир Путин создал своим указом специально для этого случая. В феврале этого года г-н Яковлев ушел в отставку вместе со всем кабинетом Михаила Касьянова (а из Европы вернулся Михаил Фрадков). Но уже через две недели г-н Яковлев стал полпредом президента в Южном федеральном округе. И вот сейчас новая министерская должность.

В чем же секрет такой непотопляемости нового министра? На всех должностях Владимир Анатольевич особых талантов государственного деятеля не проявил. Может, просто не успел. А личных симпатий Владимир Путин к нему явно испытывать не должен. В июне 1996 года Владимир Владимирович в качестве главы предвыборного штаба Анатолия Собчака проиграл г-ну Яковлеву губернаторские выборы. Вряд ли он начал после этого необычайно ценить последнего как достойного противника. Зато злые языки намекают на то, что залог успеха непотопляемого петербуржца в его молчании, которое, как известно, золото.

А пока в трудовой книжке Владимира Яковлева не хватает, по большому счету, только двух записей: премьер-министра и посла в дружественном государстве. На выбор президента.

Владлен МАКСИМОВ

"