Posted 15 февраля 2004,, 21:00

Published 15 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Кто убрал Яндарбиева?

Кто убрал Яндарбиева?

15 февраля 2004, 21:00
Зарубежная печать продолжает обсуждать причины гибели одного из бывших лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева. Российские спецслужбы в тот же день поспешили откреститься от теракта (правда, трудно представить, чтобы силовики официально признали свою вину), заявив, что «в лагере сепаратистов имелись серьезн

Такая торопливость и неубедительная аргументация вызвали совершенно обратный результат – подозрения в причастности к теракту спецслужбы. Напомним, смерть Яндарбиева наступила в результате подрыва автомашины, на которой бывший и.о. президента Ичкерии возвращался с сыном после пятничной молитвы в главной мечети Дохи – столице Катара.

Эти подозрения подтверждаются также рядом не очень благоприятных совпадений, которые складываются «не в пользу Москвы». Например, один из эмиссаров боевиков в странах Ближнего Востока, с которым удалось поговорить сразу же после взрыва, заявил, что «Россия давно проявляла заинтересованность в возвращении Яндарбиева на родину и предании его суду. Кремль не раз обращался к катарским властям с запросом о его выдаче». А когда дипломатические усилия не дали результатов, в дело якобы вступили спецслужбы...

«Тем более, – говорят оппоненты, – на этом поприще у России накоплен немалый опыт». Наш собеседник сравнил Яндарбиева с другим оппозиционером, Львом Троцким, которого ликвидировал агент КГБ, ударив несколько раз альпенштоком по голове, и другим «врагом Советской власти» Степаном Бандерой, который был подорван с помощью бомбы в одной из европейских стран.

Кроме того, «лидеры чеченского сопротивления» ни разу публично не высказывались по поводу недовольства Яндарбиевым. Более того, многие из полевых командиров предпочитали иметь дело именно с ним, человеком непримиримых позиций, чем с Масхадовым, с их точки зрения, «мягким, безвольным, склонным к уступкам». Нет также данных, подтверждающих слухи об имевших место финансовых проблемах.

О бывшем ичкерийском президенте Яндарбиеве в последнее время слегка позабыли не только в России, но даже на его малой родине, в Чечне. Хотя в свое время он был популярен. По крайней мере у некоторой части населения республики.

В 1996 году Яндарбиев возглавлял чеченскую делегацию на переговорах в Кремле, когда перед миллионами телезрителей разыгралась неловкая сцена. И.о. президента ЧРИ наотрез отказался сесть за один стол с московским посланником – Доку Завгаевым, в то время исполнявшим обязанности главы правительства Чечни, который, по его мнению, «виновен в геноциде чеченского народа».

В новейшей истории Чечни Яндарбиев сыграл одну из ключевых ролей – позитивную или негативную, на этот вопрос, вероятно, даст ответ история. Когда осенью 1991 года власть в республике захватили маргиналы, он совершил стремительный марш-бросок с соратниками против митингующей оппозиции, смял и опрокинул ее, после чего был пожалован в должность вице-президента. А после таинственной гибели генерала Дудаева занял его место.

Начинал Зелимхан Яндарбиев как безобидный поэт. После окончания филфака Чечено-Ингушского университета учился в Литинституте им. Горького в Москве. Писал патриотические стихи, которые частенько декламировал трудовым коллективам отдаленных чеченских селений и хуторов. Но на поэтической ниве заметных успехов не достиг. Выпустил несколько сборников стихов, в которых самый вдумчивый читатель не найдет и намека на политические пристрастия автора. Вероятно, стремление к «свободе и независимости» ему удавалось прятать в глубоких тайниках души.

Чеченский поэт, а также прозаик был в свое время ярым сторонником Бориса Ельцина. В тревожные дни августовского путча он вышел на главную площадь Грозного и начал выкрикивать перед собравшимися антисоветские лозунги. Правда, призывы «дружно подняться на защиту демократически избранного президента России» поддержку у местного населения не нашли. Самого же оратора скрутили милиционеры и отправили в подвалы Чечено-Ингушского отделения КГБ. Благодаря аресту Яндарбиев и стал известен, как «диссидент и подвижник». Если бы милиционеры в тот солнечный день не заметили невзрачного оратора возле памятника Ленину, не арестовали его, может, история Чечни, да и России могла бы развиваться по другому сценарию.

Говорят, Яндарбиев, даже став президентом, оставался в душе поэтом. Вместо разоружения военных формирований и жесткого наведения порядка ударился в законотворчество, издание актов, уместных для мирного времени и совершенно ненужных в разоренной республике. Он так и не понял, почему на следующих выборах земляки предпочли ему полковника Масхадова, который обещал наладить отношения с Россией. Правда, это обещание также закончилось печально...

С самого начала второй чеченской компании Яндарбиев фактически отдалился от военных дел ЧРИ, отбыв за границу. Хотя его обвиняли в подготовке теракта на Дубровке. Но из далекого Катара трудно было бы спланировать такую операцию. Так что вопрос — кому помешал Яндарбиев, остается открытым.

"