Posted 13 ноября 2013,, 20:00

Published 13 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:35

Updated 8 марта, 04:35

Сомнительное наблюдение

13 ноября 2013, 20:00
Депутат Госдумы Владимир Бурматов поставил под вопрос необходимость выделения Министерству образования и науки (Минобрнауки) 350 млн. рублей на оснащение видеокамерами пунктов сдачи ЕГЭ. Парламентарий считает, что для этой цели и в качественном, и в количественном плане вполне подойдут системы видеонаблюдения, использо

Депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Владимир Бурматов направил на имя вице-премьера Ольги Голодец, министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова и министра финансов Антона Силуанова запросы с предложением «оценить целесообразность выделения 350 млн. рублей из бюджета на внедрение системы видеонаблюдения» в пунктах сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). По его мнению, для этих целей можно использовать видеокамеры, закупленные в 2012 году для контроля над ходом голосования на выборах. Их вполне достаточно для того, чтобы обеспечить все пункты сдачи ЕГЭ, и Министерство образования вместе с Минкомсвязи должны найти вариант использования для наблюдения за процессом ЕГЭ этих комплексов, а не тратить на это дополнительные деньги из бюджета. «Видеонаблюдение за ходом сдачи ЕГЭ… не должно стать прикрытием для освоения бюджетных средств чиновниками Минобра», – передала слова депутата пресс-служба «ЕР».

Речь идет не просто о видеокамерах, а о комплексах, которые способны обеспечить передачу звука, трансляцию видеоконтента в Интернет и его архивирование. Обеспечить видеофиксацию, которую Минобрнауки назвало «широкомасштабным мониторингом проведения ЕГЭ», чиновники планируют уже в 2014 году. И для этих целей попросили перераспределить бюджет в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, выделив треть миллиарда рублей.

Такую необходимость в министерстве объяснили скандалами, сопровождавшими проведение ЕГЭ в 2013 году. В частности, до начала экзамена в Интернете были опубликованы экзаменационные задания и ответы на них, во время экзамена школьники обсуждали вопросы в социальных сетях и по мобильным телефонам. В результате в отставку подал руководитель Рособрнадзора Иван Муравьев, к административной ответственности были привлечены более 400 человек, закрыты более 2 тыс. сообществ и групп в Сети.

После этого появилось множество самых разных предложений по обеспечению честности ЕГЭ – от подготовки разных вариантов экзамена для разных часовых поясов до повсеместной установки в пунктах его сдачи видеокамер, рамок металлоискателей и даже «глушилок» мобильных телефонов. При этом указанные новшества в ряде регионов уже частично внедрены. Так, все экзаменационные пункты оснащены видеокамерами в Карачаево-Черкесии, есть они в Чечне, Якутии, Краснодарском крае, Белгородской и Ростовской областях.

Распространение региональной практики видеофиксации экзамена на всю Россию обсуждается уже давно, в том числе с использованием оставшихся от выборов камер. Поэтому идея Бурматова не нова. «Еще когда перед выборами 2012 года оснащались все пункты голосования, уже предлагали это сделать. То есть запрос Бурматова не есть последняя инновация», – напомнил «НИ» эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. Однако в любом случае установка видеокамер проблему не решит, так как ЕГЭ является не столько оценкой конкретного ученика, сколько оценкой эффективности исполнительной власти регионов в целом, уверен эксперт. «Поэтому все заинтересованы, чтобы ЕГЭ был необъективным. На самом деле его обычно фальсифицируют не ученики, а все заинтересованные лица, начиная от родителей и заканчивая губернаторами», – заметил представитель фонда.

Ранее Минобрнауки уже просило 300 млн. рублей на борьбу с хакерами, которые якобы стали причиной утечки заданий ЕГЭ-2013. В середине июня замминистра образования Игорь Реморенко (ушел в отставку в июле) объявил, что некие злоумышленники взломали электронную почту ведомства, в результате чего вопросы оказались опубликованы в Сети. Однако проверка правоохранительных органов показала, что никаких сетевых злоумышленников не было, и в выделении денег на борьбу с хакерами министерству образования было отказано.

"