Posted 13 октября 2014,, 20:00

Published 13 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:24

Updated 8 марта, 04:24

Крымская осень

Крымская осень

13 октября 2014, 20:00
Двум новообращенным субъектам РФ – Республике Крым и Севастополю – по сей день не удается войти в социально-экономическое пространство России. К такому выводу пришли участники прошедшего на минувшей неделе форума торгово-промышленных палат «РосКрымИнвест» и ведущие экономисты страны. На полуострове не появились магазин

Экономисты полагают, что магазины, банки и другие структуры не спешат в новый регион из-за боязни санкций. В Крыму открылись отделения лишь двух банков – «Россия» и «Российского национального коммерческого». Они уже находятся в санкционном списке. Из федеральных сотовых операторов отважился прийти лишь МТС. Правда, ходили слухи, что и он планирует отступить. Другие бизнес-структуры лишь присматриваются к Крыму и намерены войти на полуостров под другими названиями. Опять же из-за санкций. В крупных супермаркетах ассортимент продуктов уменьшился вследствие сложностей с доставкой, в небольших магазинчиках – украинский контрафакт.

Многие коммерческие компании, отмечают экономисты, не решаются осуществлять свои крымские проекты также из-за проблем с обеспечением региона водой и электричеством. К тому же отсутствует сухопутный путь с материка. Мост свяжет полуостров с «большой землей» не ранее чем через четыре года. Несколько проектов по обеспечению водой готовы, но денег в федеральном бюджете на их реализацию не нашлось, сетуют эксперты. А еще из-за сложностей с доставкой не завезли нефтепродукты и уголь. В зимний период их отсутствие может обернуться для крымчан подлинной катастрофой – регион газифицирован лишь на 40%.

Доктор экономических наук, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг признает: проблема чрезвычайно серьезная – необходимы экстренные меры. «Все необходимое можно ввезти с помощью судов и самолетов, – заявил «НИ» ученый. – А по поводу воды Москве необходимо договариваться с Киевом. Не удастся прийти к согласию – доставлять воду теми же судами и самолетами».

Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов убежден, что решить все проблемы нового региона не очень сложно – достаточно лишь применить новую экономическую модель. «Однако среди наших правителей отсутствуют те, кто готов это осуществить. Они заняты решением более «глобальных» задач, – с сожалением отметил эксперт. – Все экономические проблемы страны связаны с устаревшей моделью управления. Имеются разработанные отличными специалистами программы, присутствуют необходимые суммы в бюджете. Но некому это использовать. Как федеральные власти решают проблемы Крыма? Традиционно – авральным порядком. Измучают и крымчан, и исполнителей. А ведь их решением можно было заняться сразу после появления крымского региона в России. Не довели бы дело до края, за которым катастрофа».

Доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что государство способно решить в срочном порядке как нефте-угольные, так и банковско-магазинные проблемы Крыма. «А оно даже бронированный кабель по дну залива не проложило. Он ликвидировал бы дефицит электричества, – сказал г-н Делягин «НИ». – Уголь и нефтепродукты можно прямо сейчас отправить на нескольких больших судах. Что касается недостатка банков, то правители имеют возможность принудить часть банкиров открыть отделения на полуострове. Власти дадут им компенсации от санкционных потерь. Торговые сети, не создающие свои магазины в Крыму, получают займы в Европе. Государство может обязать прийти на полуостров компании, которые там не кредитуются. Торгсетям также можно дать компенсации».

Заведующий Центром постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский предлагает способы решения транспортной и водной проблем Крыма: «Для снижения дефицита воды надо перепрофилировать сельское хозяйство. В этих местах выращивают рис. Практически весь посев в этом году погиб. Следует перейти, к примеру, на животноводство. Нашей стране не хватает говядины и свинины. А с целью уменьшения транспортной проблемы – пустить паромы из Анапы, кроме Керчи, и в другие города – Ялту, Феодосию».

По убеждению Руслана Гринберга, с Крымом нам придется очень тяжело. Мало того что изначально досталась территория со множеством проблем, так еще прибавилась и экономическая блокада Запада. Но при желании российские власти в течение нескольких лет могут создать для крымчан благоприятные условия проживания. «Способы решения всех проблем есть. Требуется лишь намерение их применить», – заключил ученый.

"