Posted 13 августа 2003,, 20:00

Published 13 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Правительство своего не упустит

13 августа 2003, 20:00
Утверждает Леонид Богданов, эксперт Центра фискальной политики

Проект бюджета-2004 стал экономическим хитом сезона. И правительство, и Совет Федерации, и Госдума ломают копья вокруг его параметров. Прокомментировать наиболее важные аспекты этого документа «НИ» попросили руководителя бюджетного направления Центра фискальной политики Леонида Богданова. сделать и создать сайт в Новороссийске

–Леонид Николаевич, какие основные приоритеты у бюджета 2004 года, который на днях поступил в правительство?

– В первую очередь будут увеличены расходы на судебную реформу (в 1,3 раза), расходы на национальную оборону (1,19 раза), правоохранительную деятельность (1,24 раза), здравоохранение, образование и культуру (примерно в 1,2 раза). При этом в следующем году расходы на выплату зарплат бюджетникам возрастут в 1,3 раза. Если в прошлом году на эти цели из федерального бюджета было выделено 362,3 млрд. рублей, то в следующем 435,5 млрд. рублей.

Одновременно продолжается работа по сокращению излишних и неэффективных расходов государства. Здесь видны результаты работы правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов, возглавляемой вице-премьером Алексеем Кудриным. Надеюсь, будет достигнута еще одна заявленная цель – снижение налоговой нагрузки.

– Вам не кажется, что в бюджете-2004 наблюдается перекос расходов в сторону обороны и правоохранительной деятельности?

– Да, это действительно чуть ли не самая большая статья непроцентных расходов. Но надо иметь в виду, что львиная часть этих средств идет на оплату оборонного заказа, по которому государство за последние десять лет существенно задолжало. В результате возникла ситуация, когда армию либо надо распускать, либо закупать для нее технику. Выбрали второе. А потом не забывайте о мультипликативном эффекте – оборонная промышленность обеспечит заказами смежные отрасли.

– В последнее время и председатель Счетной палаты Сергей Степашин, и чиновники Минфина говорят о том, что бюджет должен верстаться по результатам. То есть деньги министерствам будут выделяться на конкретные задачи, а не на абстрактные функции. Заложен ли такой механизм в фискальном документе?

– Мне приятно констатировать, что впервые в каждой статье расходов удалось прописать критерии эффективности расходов и конечной результативности. Эта терминология еще не устоялась, но за ней будущее. Скажем, раздел расходов по судебной реформе впервые начинается с того, что заявлены ее цели. К целям привязано финансирование. С точки зрения граждан, это важнейшее новшество.

– А какая планируется в следующем году инфляция? Рост зарплат покроет ее темпы?

– К сожалению, о параметрах инфляции нигде в документе не говорится. Показатели инфляции несовершенны. Реальный рост цен, как правило, превышает статистические данные. Более того, в первом полугодии текущего года рост цен на товары, входящие в потребительский минимум, превышал темпы инфляции. Не исключено, что в следующем году сохранится эта тенденция. Но в целом повышение заработной платы бюджетникам, думаю, перекроет инфляцию.

– А что в бюджете сказано по поводу концепции стабилизационного фонда. За счет каких источников он будет формироваться?

– Создание стабилизационного фонда является развитием оправдавшей себя идеи финансового резерва, который впервые появился в бюджете на 2002 год. Стабилизационный фонд потенциально более эффективен, поскольку у него заранее определены источники формирования, а накопленные средства используются на заранее установленные цели. Если средства финансового резерва должны были покрывать пики выплат по внешнему долгу, то стабилизационный фонд предназначен для замещения выпадающих доходов бюджета в период низкой цены на нефть. Соответственно и доходы фонда (налог на добычу нефти и экспортные пошлины) непосредственно зависят от уровня цен на нефть и нефтепродукты. Кроме того, в стабилизационный фонд будут зачисляться остатки средств на счетах федерального Казначейства.

– А из чего будет складываться в будущем году сам профицит?

– По сути, из разницы цен на нефть. Доходы планируются из расчета 22 доллара за баррель нефти, а расходы 20 долларов.

– В будущем году, как известно, грядет налоговая реформа. Но многие предприниматели говорят, что для них было бы важнее снизить ставку Единого социального налога (ЕСН), чем уменьшить НДС или отменить налог с продаж. Вы согласны с такой позицией?

– Против снижения ставки ЕСН, мне кажется, сейчас говорит то, что его в России только начали собирать, а коней на переправе так быстро никто не меняет. К тому же стала работать новая накопительная пенсионная система. И пока демографическая ситуация не самая худшая, надо создать определенную «подушку» накопления для нынешних и будущих пенсионеров. Наверное, этим объясняется выбор между ЕСН и налогом с продаж вместе с НДС. Кроме того, насколько я понял, правительство вовсе не собирается упустить свою выгоду при снижении НДС. Ведь в последнее время были приняты документы, усложняющие процедуру его возврата. Но в принципе я не сторонник резкого снижения налоговой нагрузки – лучше научиться использовать с пользой то, что уже собрано.

"