Posted 13 июня 2005,, 20:00

Published 13 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

«Дело не в фигуре»

«Дело не в фигуре»

13 июня 2005, 20:00
В минувшее воскресенье Владимир Путин предложил парламенту Ингушетии переназначить президента республики Мурата Зязикова. Руководство Народного собрания РИ уже заявило, что депутаты готовы утвердить кандидатуру генерал-майора ФСБ. Это решение может осложнить ситуацию в республике, ведь ингушская оппозиция уже не первый

Пока в минувшее воскресенье вся страна отмечала День России, президент внес на рассмотрение сразу трех региональных парламентов кандидатуры новых-старых руководителей. Почти наверняка в своих креслах останутся смоленский губернатор Виктор Маслов и два руководителя из Южного федерального округа – губернатор Ростовской области Владимир Чуб и президент Ингушетии Мурат Зязиков. Однако переназначение г-на Зязикова может обострить и без того непростую ситуацию в северокавказской республике.

Звезда Мурата Зязикова взошла на политическом небосклоне в январе 2002 года, когда перед выборами президента республики стало известно, что Руслан Аушев не будет баллотироваться в очередной раз. Полковника ФСБ Зязикова срочно назначили заместителем полпреда президента РФ в ЮФО с присвоением звания генерал-майора. В апреле 2002 года г-н Зязиков победил своих конкурентов с небольшим перевесом только во втором туре. Кроме генеральского звания (во время выборов отдельно подчеркивалось, что Зязиков первым из ингушей стал генералом-чекистом), нынешний президент Ингушетии родом, что называется, из хорошей семьи – его отец в свое время был первым секретарем Ингушского райкома КПСС. Ставленник Москвы должен был наладить основательно испорченные его предшественником отношения с федеральным центром.

Однако за три года генерал Зязиков так и не смог решить доставшиеся в наследство проблемы. По данным Росстата, Ингушетия входит в пятерку наиболее слаборазвитых регионов России с чрезвычайно высоким уровнем безработицы. Правда, Ингушетия занимает первое место в РФ по уровню рождаемости, но вряд ли это заслуга руководства республики. Так и не сдвинулся с мертвой точки и старый пограничный конфликт с соседней Северной Осетией из-за Пригородного района.

Общественно-политическая ситуация в республике обострилась весной этого года. В марте в Назрани прошел многотысячный несанкционированный митинг, организованный родственниками похищенных жителей республики. Во внесудебных расправах собравшиеся обвиняли спецслужбы. Но настоящий переполох среди руководства республики вызвала попытка ингушской оппозиции провести в Назрани митинг у мемориала жертв политических репрессий. Это мероприятие вначале было санкционировано ингушскими властями. Но, узнав, что митингующие собираются требовать возврата Пригородного района и отставки Мурата Зязикова, власти поспешно отменили свое разрешение. МВД республики было усилено федеральными войсками из Моздока, а лидера оппозиции Бориса Арсамакова на всякий случай арестовали. Отпустили его лишь тогда, когда митингующие разошлись по домам.

Кроме того, многие в Ингушетии не могут простить генералу Зязикову и его поведение в самые критические для республики моменты. 22 июня прошлого года, когда боевики на несколько часов фактически захватили Ингушетию, президент не выходил на связь практически сутки. Ситуация повторилась 1 сентября во время трагических событий в Беслане, когда террористы потребовали для переговоров присутствия Мурата Зязикова. В результате в захваченную школу ходили детский врач Леонид Рошаль и экс-президент Ингушетии Руслан Аушев. Но, несмотря на требования оппозиции, в воскресенье, не дожидаясь начала рабочей недели, председатель парламента Ингушетии Махмуд Сакалов поспешил заявить: «Я уверен, что парламент Ингушетии положительно выскажется по этому вопросу. В поддержку Зязикова будет отдано большинство голосов депутатов».

Среди ингушской оппозиции оказалась и Народная партия, всегда достаточно лояльная Кремлю. Депутат Госдумы, лидер Народной партии Геннадий Гудков так прокомментировал «НИ» сложившуюся ситуацию: «Я бы сказал, что дело не в фигуре Зязикова, а в том, какие процессы происходят в республике. За последнее время в отношении к так называемой оппозиции были допущены неприемлемые действия. Причастен ли к этому президент Ингушетии – это пусть разбираются соответствующие компетентные инстанции. Но в любом случае, я считаю, что это не украшает и Ингушетию, и Россию. Я буду добиваться того, чтобы прокуратура и МВД дали оценки всем тем нарушениям, которые в последнее время происходят в республике».

Между тем не всем руководителям регионов, входящих в ЮФО, повезло так, как ростовскому губернатору Владимиру Чубу и ингушскому президенту Мурату Зязикову. Вчера в Карачаево-Черкесии на главной площади столицы собрался многотысячный митинг. Собравшиеся требовали отставки президента КЧР Мустафы Батдыева. Напомним, что ранее его зять оказался замешан в убийстве пятерых депутатов местного парламента. Вчера же стало известно, что в Черкесск спешно выехал полпред президента в УФО Дмитрий Козак, который должен был обсудить с парламентом республики дальнейшую судьбу г-на Батдыева. Ранее в пятницу парламентарии объявили забастовку, пока не будет решен вопрос с отставкой Мустафы Батдыева. Судя по всему, тот своего кресла не сохранит.

По имеющимся у «НИ» сведениям, на этой неделе может закончиться и карьера главы Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова, который правит республикой уже почти 20 лет. В среду 15 июня ему исполняется 75 лет. Как сообщил «НИ» источник в государственных органах власти Дагестана, в честь юбилея г-на Магомедова наградят орденом «За заслуги Отечеству» 1-й степени, и он, по примеру своего североосетинского коллеги Александра Дзасохова, отправится в отставку в связи с возрастом. Говорят, что полпред Дмитрий Козак уже отправил Владимиру Путину на выбор две кандидатуры нового главы Дагестана. Ими стали два соратника Магомедали Магомедова: нынешний председатель Народного собрания республики Муху Алиев – в 90–91 гг. первый секретарь Дагестанского обкома КПСС, и нынешний глава Махачкалинского морского порта Абусупьян Хархаров.

"