Posted 13 мая 2014,, 20:00

Published 13 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:25

Updated 8 марта, 04:25

Укрощение строптивых «агентов»

13 мая 2014, 20:00
Министерство юстиции РФ предлагает наделить сотрудников надзорных органов правом без решения суда приостанавливать деятельность финансируемых из-за рубежа некоммерческих организаций, отказывающихся регистрироваться в качестве «иностранных агентов». Согласно позиции ведомства срок приостановки работы должен составлять н

Предложение Минюста записано в проекте постановления правительства «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций».

В президентском Совете по правам человека (СПЧ) об инициативе ведомства отозвались отрицательно. По мнению главы СПЧ Михаила Федотова, вопросы, связанные с деятельностью НКО, должны решаться в добровольном либо судебном порядке.

Напомним, закон об НКО, согласно которому все некоммерческие организации, получающие зарубежные гранты, должны зарегистрироваться в Минюсте в качестве «иностранных агентов», вступил в силу в ноябре 2012 года. В апреле того же года Конституционный суд (КС) РФ признал соответствующими Основному закону нормы законодательства об НКО-«иностранных агентах», но уточнил порядок их применения. Норму о штрафах за нарушение закона, запрещающую устанавливать их размер ниже низшего предела, суд признал не соответствующей Конституции. Также КС объявил, что критика по отношению к власти не может являться единственным основанием для признания НКО «иностранным агентом».

В настоящее время в качестве «иностранного агента» зарегистрирована лишь одна некоммерческая организация – «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ», базирующаяся в столице. Другие известные российские НКО, в том числе Московская Хельсинкская группа, «Мемориал» и «Голос», сообщили о том, что не намерены регистрироваться в качестве «иностранного агента».

Согласно последним данным Генпрокуратуры, обнародованным в минувшем месяце, подтвержденное документацией иностранное финансирование в течение 2010–2013 годов в объеме, превышающем 6 млрд. рублей, обнаружено у 215 некоммерческих организаций. К концу 2013 года установлены 24 организации, прямо подпадающие под действие закона об «иностранных агентах».

Председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский называет предложение Минюста дальнейшим наступлением на независимые организации. «Над ними давно сгущаются тучи, теперь, похоже, принято решение практически подавить правозащитное движение в стране, – высказался в беседе с «НИ» г-н Рогинский. – Юристов удивляет то, что именно Минюст выдвигает антиконституционную идею. Тем временем часть правозащитных организаций уже самоликвидировалась в период прокурорских проверок. Такая участь постигла, например, петербургский Антидискриминационный центр, решавший проблемы цыганского населения. Некоторые сообщества, правда, оспаривали в суде намерение прокуратуры признать их «иностранными агентами». Часть дел выиграли».

Правозащитник полагает, что в случае принятия предложения Минюста исчезнет и ряд других независимых объединений. Остальные будут вынуждены бороться в судах одновременно с двумя ведомствами – Минюстом и прокуратурой. Часть, возможно, не выдержит этого противостояния. Некоторые организации, подвергшиеся прокурорским проверкам, вынуждены были закрыться и перейти в статус неформальных, что уменьшило их возможности для отстаивания прав граждан, добавил г-н Рогинский.

Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский говорит, что на первый взгляд предложение Минюста выглядит странным. «Полномочиями для проверок таких организаций и приостановки их деятельности обладает прокуратура, – сказал он «НИ». – Но, вероятно, прокуроры проявили недостаточную активность по выявлению «иноагентов», поэтому за дело решило взяться это ведомство. Станут более активно принуждать независимые организации к признанию себя «иностранными агентами». Г-н Верховский также полагает, что вследствие нового раунда проверок исчезнет очередная часть правозащитных организаций, что, бесспорно, существенно снизит возможности граждан получить полноценную поддержку в разрешении различных сложных ситуаций.

"