Posted 11 апреля 2005,, 20:00

Published 11 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

«Жириновский собирал толпу, чтобы дать сдачи»

«Жириновский собирал толпу, чтобы дать сдачи»

11 апреля 2005, 20:00
В Госдуме продолжают обсуждать животрепещущий вопрос: как пресекать депутатские драки. Непосредственный повод – недавняя схватка между Владимиром Жириновским и Андреем Савельевым (фракция «Родина»). Идея использовать специальных думских приставов отвергнута. Но зато всерьез обсуждается вариант, предусматривающий лишени

Идея наказания парламентских драчунов рублем пришла в голову председателю комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики Геннадию Райкову. После того как он ознакомился с аналогичным зарубежным опытом. Больше всего ему в душу запал английский вариант. В уставе британского парламента Геннадий Иванович разыскал, что за драки и потасовки британские парламентарии на месяц лишаются права доступа в здание парламента и, соответственно, зарплаты за этот период. Райков считает, что это единственная мера, которая сможет заставить депутатов отказаться от привычки махать кулаками по любому поводу. Все-таки ежемесячный доход думца не маленький, в среднем он составляет около 40 тысяч рублей. А, по словам Райкова, только 10 процентов депутатов люди настолько богатые, что подобная сумма для них несущественна.

Геннадий Райков рассказал «Новым Известиям», что в комиссию по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики с момента драки поступило около 40 предложений от депутатов и 30 писем от простых граждан – с советами, как наказать Жириновского, Савельева и других будущих драчунов. Предложения – от самых мягких (лишить депутата слова на заседании) до самых радикальных (отобрать депутатский мандат). Есть весьма оригинальные: депутат от фракции «Родина» Иван Харченко считает, что «отсев» буйных парламентариев должен проводиться еще на этапе выборов. По его мнению, необходимо проводить медицинское освидетельствование всех кандидатов в депутаты на психическую вменяемость. Кроме того, считает он, стоило бы обыскивать депутатов на входе в здание парламента для того, чтобы агрессивные думцы не смогли пронести оружие.

Что касается института приставов, предложенного комитетом по регламенту во главе с Олегом Ковалевым, то Райков считает это предложение совершенно нереализуемым.

«Депутат обладает статусом неприкосновенности, – объяснил свою позицию Райков. – И если пристав, попытавшись разнять парламентариев, возьмет депутата за руку и тот врежет приставу в глаз, то последний ничего не будет иметь права сделать в ответ из-за этой депутатской неприкосновенности. Он будет просто стоять как чурка. И все».

Судя по тексту постановления от 13 января 1995 года, которое комитет по регламенту хотел использовать в качестве основы для создания института приставов, у тех действительно было бы не слишком много шансов разнять, например, парочку Жириновский–Савельев. Ведь согласно этому документу приставы не имеют права «использовать некорректные выражения и применять физическую силу». А в случаях возникновения конфликта они должны «подойти к нарушителям и в спокойной, вежливой форме попросить их успокоиться и сесть на место». Если спикер принимает решение об удалении из зала нарушителя порядка, то приставы опять же «в спокойной, уважительной форме предлагают выполнить депутатам это решение председателя». Можно себе представить, как отреагировал бы на подобные предложения Владимир Вольфович.

Кстати, Геннадий Райков не разделяет общераспространенного мнения о виновности в последней потасовке Жириновского. Райков считает, что того просто вывели из себя. «Когда я вышел из зала заседаний после драки, то увидел сидевшего на диванчике в коридоре Жириновского, – рассказал «НИ» председатель комиссии по депутатской этике. – Он активно собирал толпу, чтобы вернуться в зал заседаний и дать сдачи Савельеву». Но Райкову, по его словам, удалось легко охладить пыл Владимира Вольфовича. Он всего лишь спокойно попросил лидера ЛДПР зайти в кабинет и выпить водички. И это сработало. «Он был совершенно вменяемый», – делает на этом основании вывод г-н Райков.

Он также сообщил, что в прошлом году в комиссию по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики было подано 260 жалоб на 78 депутатов. Однако только одно заявление дошло до вынесения на рассмотрение самой комиссии. Прочие жалобы или оказались не соответствующими приведенным фактам, или же конфликты были улажены сторонами.

Что касается последнего инцидента, то г-н Райков считает, что в думском регламенте пока нет соответствующих ситуации мер наказания. Самое большое, что может ждать драчунов, – выплата административного штрафа. И это только после того, как свою правовую оценку даст Генеральная прокуратура, в которую оба участника потасовки подали заявления друг на друга с приложенными к ним справками – результатами обследования в парламентском медпункте.

"