Posted 11 января 2007,, 21:00

Published 11 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 09:00

Updated 8 марта, 09:00

Принудительная ликвидация

Принудительная ликвидация

11 января 2007, 21:00
За год до предстоящих выборов в Госдуму Федеральная регистрационная служба назвала 17 партий, которые смогут побороться за голоса избирателей. 15 аутсайдеров должны быть ликвидированы. Впрочем, сами партийцы с таким решением не согласны и указывают на многочисленные нарушения со стороны ФРС, которые были допущены во вр
Сюжет
Выборы

Срок существования политических партий, численность которых не достигает обязательных 50 тысяч членов, истек 1 января этого года. Кроме этого, для политических организаций появился еще и региональный барьер. Теперь партия должна иметь более чем в половине российских субъектов региональные отделения численностью не менее 500 членов, а в остальных регионах их число должно составить не менее 250 человек. В список организаций, которые оказались вне закона, по словам и.о. начальника управления Росрегистрации по делам политических партий, общественных, религиозных и иных объединений Галины Фокиной, попали 15 партий. Теперь, согласно закону, они могут подать заявление в ФРС для изменения статуса с политической партии на общественную организацию. Впрочем, закон предусматривает еще один вариант – самороспуск. В противном случае их ждет принудительная ликвидация – после того как ФРС подаст документы в Верховный суд.

«У нас свои законы»

Почти все кандидаты на ликвидацию говорят, что процедура проверки была проведена с нарушением федерального законодательства. «Работниками ФРС проводился опрос членов нашей партии. В основном, конечно, они звонили членам партии, но когда их не было дома, разговаривали с родителями, родственниками, друзьями, соседями и на основании чужих слов почему-то принимали определенное решение», – рассказала «НИ» председатель ЦК Концептуальной партии «Единение» Наталья Апалькова.

В Народно-патриотической партии также не согласны с решением ФРС. «В Росрегистрации нам говорят: в Тамбовской области у вас двести человек не подтвердили членство в партии, – сказал «НИ» председатель исполкома НПП Владимир Милосердов. – Я спрашиваю: «Как вы это узнавали?» Они говорят, что ездили по членам партии и спрашивали, состоят они в партии или нет. А на каком основании? Где в законе сказано, что вы имеете право ездить по деревням, приходить к человеку и спрашивать, член ли он партии или нет. Я лично проехал 57 человек, и все они в письменной форме указали, что заявление о вступлении в партию они писали самостоятельно, и членство в НППР подтверждают. И кто после этого фальсификацией занимается? Я говорил об этом с представителями ФРС, а результатов нет. Сидят и улыбаются».

По словам лидера Российской коммунистической рабочей партии – Российской партии коммунистов Виктора Тюлькина, в Росрегистрации указывали и на другие нарушения. «Там, где они не могут придраться к численности, пытаются поднять дела даже давно минувших дней и ставят под сомнение сам факт регистрации региональных отделений в 2002 году, – пояснил он «НИ». – Например, так было в Челябинске и Владивостоке. Но мы эти дела выиграли уже в Верховном суде».

Среди политических организаций, которые подлежат ликвидации, оказалась и Российская партия мира депутата Госдумы Иосифа Кобзона. Как пояснили «НИ» в партии, никаких документов о ликвидации от ФРС они пока не получали. «Есть письмо из Росрегистрации, которое носило предупредительный характер, – сказали «НИ» однопартийцы Кобзона. – При проведении проверки они в лучшем случае давали предупреждение о нарушении закона. Но поскольку партия является юридическим лицом, при проведении проверки обязаны по закону предъявить нам акт. А они говорят: «У нас свои законы».

Партия «Свобода и народовластие» также не прошла перерегистрацию из-за численности. «Это была не проверка, а попытка выполнить госзаказ по ликвидации неугодных партий. У Росрегистрации претензии именно к численности, но она ничего не проверяла, – сообщил «НИ» лидер этой политической организации Виктор Черепков. – Я отсудил у них ту численность, которая необходима. Например, в Дагестане у меня 23,5 тысячи членов партии, в Москве – 10 тысяч, в Приморском крае – почти 15 тысяч. Уже получается 50 тысяч. А если взять другие регионы?» На прошедшем в минувшую среду заседании Госдумы депутат Виктор Черепков предложил пригласить на Охотный Ряд министра юстиции Владимира Устинова, чтобы тот рассказал о том, как проходила процедура проверки. В ответ председатель Госдумы Борис Грызлов пообещал обсудить такую возможность на совете Думы.

«Дураков тут нет»

В Росрегистрации «НИ» сообщили, что если партии не согласны с результатами проверки, то все спорные вопросы будут решаться в суде. «Если партия не согласна, то ее представитель может подать на Росрегистрацию в суд. Они не соглашаются с нами еще с октября, но в суд почему-то подают только сейчас, – сказал «НИ» начальник секретариата ФРС Геннадий Алибеков. – Все партии, которые не довольны итогами проверок, могут пойти этим путем. И только суд может окончательно признать правоту той или иной стороны». Председатель Концептуальной партии «Единение» Наталья Апалькова сообщила «НИ», что их заявление уже лежит в суде: «Мы подали его в декабре 2006 года, ориентировочно оно должно быть рассмотрено в феврале этого года».

Сопредседатель Республиканской партии России Владимир Рыжков пообещал «НИ», что если надо, то его партия дойдет в поисках правды до Европейского суда по правам человека. «У нас принципиальные расхождения с Росрегистрацией: они утверждают, что у нас нет 50 тысяч человек, мы утверждаем, что есть, – рассказал «НИ» депутат Госдумы. – Встретимся в суде. Но наш опыт показывает, что, к сожалению, суды подчинены исполнительной власти и всегда встают на их сторону, но мы будем бороться до конца. Мы не исключаем, что будем обращаться в Страсбургский суд по правам человека, где у нас уже два иска: по новосибирскому отделению и по итогам нашего съезда».

А вот Виктор Черепков сообщил «НИ», что сейчас обратиться в суд не может, поскольку ФРС не предоставила документы о проверке. «Они не подают иск о ликвидации, зато через Интернет и в интервью сказали, что эти партии прошли, а эти партии не прошли. Но акты проверки, которые мы могли бы обжаловать в суде, они не дают», – пояснил «НИ» Виктор Черепков. Впрочем, по его словам, регистрация теперь для партии не очень важна, поскольку «Свобода и народовластие» планирует объединиться с партией «Патриоты России».

Как пояснили в самой Росрегистрации, все документы, которые партии должны получить по итогам проверок, они давно получили. «Если бы мы не выдали итоговые документы, то как мы могли утверждать, что та или иная партия не прошла перерегистрацию? – сказал «НИ» начальник секретариата ФРС Геннадий Алибеков. – Документ, подводящий итоги проверки, у каждой из партий, которые прошли проверку, имеется на руках. Все документы, которые по закону положено вручить партиям, им вручены. Можно в чем угодно обвинять Росрегистрацию, но в одном ее обвинить трудно: дураков тут нет».

СЛОНа-то мы и не заметим

Единственной возможностью для партии сохранить свой бренд остается изменение статуса с политического на общественный. Правда, партии воспользоваться этим вариантом не спешат. О своем желании заняться общественной деятельностью пока заявили лишь Российская конституционно-демократическая партия, Национально-консервативная партия и Партия развития предпринимательства. Большинство же партий сообщили «НИ», что станут общественниками лишь после решения суда.

Виктор Тюлькин пояснил, что если суд примет решение о ликвидации партии, то менять статус они не будут. «В общественную организацию нам путь никогда не заказан, – сказал он. – Мы рассматриваем форму регистрации политической партии как одну из возможностей ведения легитимной политической борьбы. Если они наплюют на все законы и все-таки лишат нас этого статуса, то мы все равно до последней возможности проведем эту борьбу. А дальше по новой начнем регистрацию или еще что-то».

Впрочем, среди партий есть и те, которые покорно согласились с собственной ликвидацией. Так, например, партия Союз людей за образование и науку (СЛОН) готова прекратить свое существование, однако не собирается для этого проводить съезд и будет ждать, пока процесс ликвидации начнет ФРС. «Уже к началу прошлого года было очевидно, что партия должна превратиться либо в фикцию, либо должна исчезнуть. Поэтому руководящими органами нашей партии было принято решение о юридическом самороспуске партии, – сказал «НИ» председатель партии Вячеслав Игрунов. – Но для этого в соответствии с законодательством необходимо было потратить достаточно серьезную сумму денег на съезд. Мы решили этого не делать. А если власти так уж нужно уничтожить реальную многопартийную систему, то пусть она это делает за свой счет».

"