Posted 10 июня 2004,, 20:00

Published 10 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Имидж – все!

Имидж – все!

10 июня 2004, 20:00
Об успешности того или иного политического деятеля часто судят по убедительности его публичных выступлений. Если речь произнесена правильно, складно и акценты расставлены верно, значит, выступление состоялось – так думают порой его авторы. А вот о том, во что «завернуто» послание и под каким соусом подано, многие полит

Понятие «дизайн интерьера» в лексикон политтехнологов первым ввел один из ведущих российских дизайнеров Артемий Лебедев. Согласно его исследованию, образцовыми в плане умения «говорить интерьером» могут считаться выступления президента США Джорджа Буша-младшего. Например, анализируя одно из его выступлений, посвященных войне в Афганистане, г-н Лебедев отмечает, что за спиной президента – фотография детей. А государственный флаг, стоящий рядом с ним, повернут так, что в кадр попадает только та лапа орла, в которой зажаты 13 стрел – символ войны. По мнению дизайнера, расчет имиджмейкеров американского президента в контексте его военной речи абсолютно понятен. Граждане должны осознать, что президент – их надежный защитник, который в случае нужды не остановится перед применением силы.

В России есть собственная традиция оформления выступлений первых лиц государства, правда, пока не столь развитая, как за океаном. Советник президента по вопросам местного самоуправления Сергей Самойлов так прокомментировал «НИ» эту ситуацию: «Культура президентской власти начала складываться только 10 лет назад. То есть, естественно, каких-то общепринятых, обязательных элементов для выступлений не предусматривалось. Сейчас весь антураж и содержание выступления главы государства или высокого чиновника продумывают ведомства Джахан Поллыевой (помощницы президента. – Ред.) и Игоря Щеголева (руководителя протокольной службы. – Ред.). Направление такое есть, и определенное внимание ему уделяется. Хотя я не думаю, что дизайн выступления лидера важнее, чем содержание доносимого им материала, подача текста».

Между тем, по мнению дизайнера Лебедева, «декорации», на фоне которых произносится спич, нисколько не должны уступать по значимости самой речи. Вот как, по его наблюдениям, было оформлено новогоднее обращение президента Ельцина в 1995 году: «Фон – зеленые шелковые обои, штандарт президента РФ в виде половой тряпки на швабре, елка, бра, телефоны в ассортименте. Спереди – обилие малахитовых держалок для канцтоваров, настольная лампа. Президент сидит в позе провинившегося двоечника в учительской». Чуть большей продуманностью, по его словам, отличалось последнее поздравление Ельциным «дорогих россиян» с Новым годом: «Фон – елка в нише, огороженной тщательно подобранными шторами, две колонны в невнятно-классическом стиле. На флаге видны кусок лапы орла, герб Москвы и левая голова – трактуйте как хотите». Государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов, впрочем, считает, что с появлением в стране определенного набора государственных символов их все же в основном используют по назначению. «У меня нет претензий к тому, как службы протоколов и Ельцина, и Путина использовали государственную символику, – заявил г-н Вилинбахов «НИ». – Другое дело, иные государственные чиновники и депутаты, которые противозаконно ставят в своих кабинетах президентский штандарт».

Как бы то ни было, с восшествием на высший государственный пост Владимира Путина кремлевские «декорации» претерпели существенные изменения. Как отмечают политтехнологи, имиджмейкеры Путина гораздо более осмысленно стали подходить к созданию образа политика № 1. Это видно и по телевизионной картинке. «В отличие от Ельцина новогодние поздравления нынешний президент стал произносить на свежем воздухе, съемка производится на фоне Спасской башни под мерцание снежинок, что уже является заметным прогрессом», – считает эксперт центра политического консультирования «Никколо М», доктор политических наук Екатерина Егорова. Однако, по ее мнению, это не заслуга протокольной службы Кремля, а личный выбор самого лидера.

Задачи постановщиков президентских речей и обращений г-жа Егорова формулирует так: «Когда режиссер ставит пьесу, он стремится вызвать эмоции публики, сделать ее сопричастной сюжету. Аналогичное воздействие должны иметь и выступления лидера, претендующего на перманентную поддержку». По ее словам, гражданам, когда они находятся у телеэкрана, не столько важна смысловая начинка, сколько расположенность говорящего к аудитории. В этом плане послание президента Федеральному собранию – не самый лучший образец. Эксперты считают, что любая трибуна, скрывающая политика, свидетельствует об его неуверенности в своих силах. «Сильный политик предпочтет пюпитр трибуне, а закрытый зал – свежему воздуху, – говорит Екатерина Егорова. – Примером открытости являются Владимир Жириновский, который сделал себя, свой имидж сам, вплоть до деталей, и Ирина Хакамада, которая никак не ассоциируется с заседаниями «политбюро».

Остальные мастера политического искусства стараются не экспериментировать и доверяют принципу «лучше строго и серо», чем «пестро и напыщенно». «В случае, если политиком не движет желание придерживаться старых привычек, его образ можно поправить, и довольно успешно», – говорит г-жа Егорова. Для этого проводится так называемый коммуникативный аудит, результаты которого анализируются компьютером. Его результаты могут указать на самодостаточность политика, а могут и подсказать пути корректировки его образа. К примеру, если бы такой аудит провели с бывшим лидером СПС Борисом Немцовым, то поправки, по словам эксперта, ограничились бы несколькими штрихами. «А вот аудит образа президента Путина наверняка просигнализировал бы о необходимости корректировок, – считает г-жа Егорова. – Ему следовало бы поменять «температуру», стать теплее, одеваться ярче, смотреть более доброжелательно. Сейчас же он немного холоден».


Швыдкой подправит имидж Кавказа

"