Posted 10 февраля 2004,, 21:00

Published 10 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

РУССКИЕ В ЗАКОНЕ

РУССКИЕ В ЗАКОНЕ

10 февраля 2004, 21:00
Проект закона «О русском народе» подготовлен к рассмотрению в Государственной думе. Депутаты убеждены: его отсутствие «негативно сказывается на национальном самочувствии русских». Если закон будет принят, в стране появятся русские спецшколы, республикам в составе РФ запретят менять кириллическое письмо на латиницу, а м

Необходимость принятия такого закона председатель Комитета по делам национальностей Госдумы Евгений Трофимов объясняет тем, что «русские в России, в отличие от других крупных российских этносов, не имеют своей собственной национальной государственности». В конституциях республик в составе РФ, в уставах автономных округов «уделяется специальное внимание тому или иному народу, их существование как бы юридически подтверждается». А про русских – нигде ни слова!

Чтобы устранить эту несправедливость, комитет подготовил законопроект и включил его в думский план работы. При благоприятном стечении обстоятельств закон может быть принят уже этой осенью. При неблагоприятном – комитет внесет на рассмотрение Думы законопроект «Об основах государственной национальной политики РФ», в котором закон «О русском народе» сжат до главы. Так что закона о себе русским не избежать. И тогда, исходя не из каких-то личных соображений, но в соответствии с буквой закона, каждый, «свободно определивший свою принадлежность к русскому народу», вправе будет заявить: «Я русский!». Никакой дискриминации, никакого шовинизма. Впрочем, эксперты комитета в беседе с корреспондентом «НИ» сообщили, что «биологическая принадлежность к русскому народу, безусловно, будет учитываться. А мигранты, постоянно живущие в России, будут считаться не более чем интегрированными в русскую культуру людьми...».

По идее государство обязано и заинтересовано в том, чтобы сохранять и развивать национальную культуру. Даже глупо на этот счет распространяться. Но закона-то нет – и, значит, государство как бы и не обязано, и не заинтересовано. А вот появится закон – и нерадивое государство вмиг проявит интерес и проникнется чувством ответственности, создавая детские сады и школы «с русским этнокультурным компонентом». Еще одно эффективное средство улучшения национального самочувствия – обязать национальные республики в составе РФ отныне использовать алфавиты для своих языков исключительно на основе кириллицы. С принятием закона Россия сможет, наконец, гарантировать проживающим за рубежом соотечественникам «сохранение их в едином национально-культурном и образовательном пространстве», противодействуя тому, что происходит сегодня, к примеру, в Латвии, парламент которой отменил преподавание в школах на русском языке.

А вот как это будет осуществляться практически – вопрос не к депутатам, а к Министерству иностранных дел. Равно как и все прочие проблемы, чисто и гладко выглядящие на бумаге, решать придется министерствам культуры, образования, здравоохранения и проч.

Как будто они все не ломали над этим голову и до создания законопроекта...



Инна ЧУРИКОВА, актриса:

– Для меня подобные поползновения депутатов значат только одно: им нечем заниматься. Они думают, если насильно насадят русский язык и азбуку повсеместно, в том числе в национальных республиках, то наше средство общения станет красивее и грамотнее? Я в этом очень сомневаюсь и считаю неправильной саму постановку вопроса. Несмотря на то что я впервые услышала от вас о существовании концепции такого закона, я готова ее комментировать. Во-первых, настораживает внезапность появления идеи о всеобщей русификации. Во-вторых, я склонна воспринимать думскую инициативу как шутку, заготовленную, чтобы повеселить народ на 8 Марта или какой-то другой праздник. Иначе как объяснить формулировку «о русском народе». Если это делается для того, чтобы поднять планку отечественного просвещения, то могу сразу сказать: из-под палки грамотнее не станешь. Только те, кто владеет грамотой, могут помочь освоить ее других. А мое впечатление таково, что закон писали люди не совсем компетентные.



Юлий КИМ, поэт и драматург:

– Я полагаю, мы имеем дело в лучшем случае с тем, что зовется нерусским словом «пиар», а в худшем – с выступлением людей, вроде членов «Памяти» и маскарадных казаков, не способных предъявить ничего, кроме лампасов и готовности кричать «Любо!» всем подряд, от Пуликовского до Березовского, не исключая Жириновского. «Настоящий закон определяет место и роль русского народа...», «Органы государственной власти обязаны обеспечивать единство русского народа...» – все это, по-моему, и по-русски выражаясь, чушь собачья. Место и роль русского народа им самим давным-давно определены, так же как и его единство никто не вправе и потому не обязан обеспечивать. Речь надо вести о кропотливой просветительской и учительской работе – здесь искать пути к пониманию того, что делает человека русским. И потом, национальное сознание всегда очень личностно, очень связано с твоей судьбой. Я, несмотря на свои корейские фамилию и отчество, никогда не сомневался в том, что принадлежу к русской культуре, как принадлежат к ней мои покойные друзья Давид Самойлов и Булат Окуджава и, слава богу, здравствующий Фазиль Искандер... В застойные годы, когда мои песни были запрещены (а в кинофильмах автором значился поэт по фамилии Михайлов), одна восходящая звезда спела по «ящику», демонстрируя свои вокальные данные, русскую народную песню «Губы окаянные». Мне было так приятно, что, подходя к телефону (многим хотелось меня поздравить), я говорил: «Русский народ слушает».



Рамазан АБДУЛАТИПОВ, член Совета Федерации, председатель Ассамблеи народов России:

– Надо учитывать российскую реальность, особенно тогда, когда наши выдающиеся ученые, теоретики и даже практики-законодатели бесконечно повторяют эту величайшую глупость о том, что русский народ в России не имеет своей государственности. У нас нет персональной формы государственности вообще, у нас есть только ее коллективные формы. В том числе Дагестан и Кабардино-Балкария – это коллективные формы государственности. И народ, именем которого государственность названа, никаких привилегий иметь не должен.



Светлана НЕМОЛЯЕВА, актриса:

– Надеюсь, что этим законом депутаты смогут поправить положение русскоязычного населения, проживающего за рубежом. Ведь до сих пор проблема закрытия русских школ в Латвии и других странах оставалась практически без внимания. Я считаю, что не хватало как раз пристальности внимания власть предержащих к нашей диаспоре за рубежом. Что касается попытки пропаганды русского языка и культуры на территории Российской Федерации, то здесь ничего нового не изобретено. Народы России традиционно пользуются государственным языком, а не национальным, потому что только так они поймут друг друга. Если латвиец приедет в Казань, то, скажите, на каком языке он станет разговаривать с татарином? Мне хочется верить – разработчики концепции знают, что делают. Если они «зрят в корень», тогда я только «за».



Александр СЕВАСТЬЯНОВ, сопредседатель Национально-державной партии России, главный редактор «Национальной газеты»:

– При советской власти господствовала доктрина новой исторической общности – советского народа. Потом она лопнула как воздушный шарик. Теперь на смену ей идет доктрина российского народа, которая также лопнет при первом серьезном испытании, поскольку как никогда на самом деле не было советского народа, так никогда не будет и российского. А национальные особенности в веках доказали свою устойчивость, и нации были, есть и будут. А если мы обратимся к Основному закону России, то увидим, что, с одной стороны, Конституция России не соответствует действительности, а с другой стороны, действительность не соответствует Конституции. В преамбуле Конституции говорится о некоем многонациональном народе России. Но разве он есть на самом деле?



Михаил БАРЩЕВСКИЙ, представитель правительства в Конституционном суде РФ:

– Я не читал законопроекта и не могу комментировать его содержательную часть, но в мировой традиции аналогичные законы мне неизвестны. Трудно представить, к примеру, закон «О французском народе» или закон «Об американском народе». Мне все это кажется несколько странным.



Михаил КУЗНЕЦОВ, доктор юридических наук, выступал адвокатом по делу православных, разгромивших в январе 2003 года выставку «Осторожно, религия!» в музее имени Сахарова:

– Это полное безобразие, когда мой народ, который создал эту страну, вообще не упомянут в Конституции. Вместо этого в Конституции упоминается какой-то гражданин. А с какой стати он там? Почему все начинается с прав человека и гражданина, а о русском народе ничего? У нас про гражданина выше крыши сказано в международных соглашениях, где все это объединено, а в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции ратифицировано и является частью права нашей страны. Поэтому не надо в Конституцию и в другие законы записывать защиту гражданина. Это надо вычеркнуть, а вместо этого вписать статьи об ответственности органов власти, включая самые высокие.



Наталья ГВОЗДИКОВА, актриса:

– Я поддерживаю инициаторов данного законопроекта, потому что считаю русский народ и русский язык этого достойными. Мой сын закончил МГЛУ (лингвистический) и считает вместе со мной, что превалирование английского языка над всеми остальными несправедливо. Испокон веков, когда в Россию приезжали короли, принцессы, свиты, они стремились к более четкому пониманию сущности русского народа и его языка. Почему же это было утрачено? Ничем не хочу обидеть представителей национальных меньшинств, но русский язык неповторим в том плане, что он является инструментом межнационального общения. Меня даже не смущает подача закона «О русском народе», потому что «русский» – значит многонациональный человек. Когда я прихожу на рынок или станцию техобслуживания, то я понимаю, что меня обслуживают нерусские люди. Но в то же время они могут являться носителями нашей культуры. И здесь нет ничего плохого.



ИЗ ПРОЕКТА ЗАКОНА «О РУССКОМ НАРОДЕ»:

Русский народ – исторически сложившаяся, устойчивая социально-этническая группа людей, объединенных на основе общности, происхождения и исторической судьбы, русского национального самосознания, языка, культуры, обычаев и традиций. Понятия «русский народ», «русская нация» и «русские» употребляются в законе как равнозначные.

Особые этнографические группы русского народа – части русского народа, отличающиеся территориально обусловленной спецификой языка, культуры и быта.

Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют меры по созданию системы национального образования и воспитания, развитию детских дошкольных учреждений и средних учебных заведений с русским этнокультурным компонентом, углубленным изучением русского языка, истории, литературы, духовной культуры, традиций и обычаев русского народа.

Органы государственной власти Российской Федерации обязаны содействовать сохранению в едином национально-культурном и образовательном пространстве соотечественников, проживающих за рубежом.

Российская Федерация признает право русских соотечественников на воссоединение с русским народом на основе свободного добровольного волеизъявления, мирным путем, в соответствии с нормами международного права.

"