Posted 9 марта 2011,, 21:00

Published 9 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:29

Updated 8 марта, 06:29

Жить по внутреннему кодексу

9 марта 2011, 21:00
Вслед за другими ведомствами свой кодекс этики и служебного поведения решило разработать Министерство финансов. Своим сотрудникам министерство запрещает принимать подарки, оказывать предпочтение каким-то группам, упоминать наименования иностранных валют и курить во время службы. Конкретной пользы от таких инструкций в

Кодекс работника финансовой службы как две капли воды похож на типовой кодекс служебного поведения государственных служащих, одобренный в конце прошлого года президиумом Совета при президенте по противодействию коррупции. Финансовым работникам также настоятельно рекомендуется не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам, быть независимыми от постороннего влияния. Кроме того, идеальный финансист должен соблюдать беспристрастность, которая бы исключала возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий.

Поскольку основной целью подобных кодексов провозглашается борьба с коррупцией, то работники министерства должны уведомлять руководство и правоохранительные органы, если их кто-то попытается склонить к совершению коррупционных действий. Ведомственный кодекс поведения рекомендует также служащим проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами, не допуская грубости и пренебрежительного тона, проявлять терпимость и уважение к традициям разных народов. По возможности они должны будут постараться не использовать и свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов. Строго следить придется финансистам и за своей речью. Отныне на упоминание стоимости в иностранной валюте товаров и услуг, кроме каких-то определенных случаев, наложено вето. Правда, как это удастся соблюсти на практике сотрудникам ведомства, которые больше всех оперируют в речи наименованиями иностранных денежных единиц, остается загадкой.

Самым сложным, судя по всему, будет преодолеть запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения. В ведомственном кодексе приведен довольно подробный перечень нежелательных подношений – нельзя принимать подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.п. Дословно воспроизведен из кодекса госслужащего и пассаж про запрет курения. Финансистам запрещено дымить во время служебных совещаний, бесед и общения с гражданами. Большое значение придается в новом формуляре и внешнему виду гражданского служащего. «При исполнении им должностных обязанностей внешний вид должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность», – прописано в документе.

Эксперты остаются в некотором недоумении, зачем каждому ведомству нужны свои «персональные» кодексы. Президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров не видит пользы от подобных документов. «Кодексы работают в стране, где работают понятия этики, институт репутации, – пояснил он «НИ». – У нас же можно обладать абсолютно испоганенной репутацией и при этом занимать любой пост. Так что это совершенно формальные правила». Этика и порядочность у нас в обществе, а тем более в политике, не востребованы. По мнению эксперта, министерство озаботилось созданием собственных правил, поскольку сейчас положено имитировать борьбу с коррупцией.

Генеральный директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская предполагает, что в финансовом ведомстве могли быть системные недовольства сотрудниками. Поэтому понадобилось обобщить правила поведения и привлечь к этому внимание. Хотя в целом, по словам эксперта, подобные документы – вещь позитивная, только проку от них мало. «Поскольку в нашем обществе моральный кризис, моральный элемент исчез и в политике, то, конечно, общие правила поведения, никогда не предотвратят девиантное (отклоняющееся от принятых в обществе норм. – «НИ») поведение, – сказала «НИ» эксперт. – Просто существующую брешь власти пытаются прикрыть кодексами».

"