Posted 7 сентября 2015,, 21:00

Published 7 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:18

Updated 8 марта, 03:18

«Не парься»

«Не парься»

7 сентября 2015, 21:00
Вчера Комитет гражданских инициатив (КГИ) опубликовал результаты мониторинга избирательных кампаний в российских регионах. В докладе рассматриваются особенности политических технологий и их отличие от выборов прошлых лет. Общий вывод экспертов сводится к тому, что за последнее время сильно пострадало смысловое наполнен

Агитационная кампания 2015 года сопровождается куда меньшим размахом и интенсивностью по сравнению с кампанией 2013 года и особенно с кампанией 2014 года, пишут авторы исследования. Во многих регионах понять, что вскоре предстоят те или иные выборы, практически невозможно: минимальная наглядная агитация, почти полное отсутствие публичных агитационных мероприятий. «В отдельных случаях уровень деградации агитматериалов доходит до степени, при которой политическая аргументация становится неотличимой от рекламы, например, стирального порошка», – говорится в докладе.

Даже одна из самых «идеологизированных» партий – КПРФ местами не утруждает себя наполнением агитпродукции каким-либо смыслом. Так, в Орле коммунисты идут на выборы с лозунгом «Не парься! Голосуй за КПРФ». Впрочем, это может быть связано с тем, что и губернатор Орловской области, и мэр областного центра являются представителями КПРФ, поэтому коммунисты и не могут выступать с привычных критических по отношению к местным властям позиций.

Редкими исключениями являются кампании РПР-ПАРНАС (которая в итоге допущена на выборы в одном регионе – Костромской области), а также локальные кампании некоторых иных партий, надеявшихся за счет успеха хотя бы в одном регионе получить льготу при регистрации списка на выборах в Госдуму 2016 года. В случае с кандидатами от партии власти агитация в большинстве случаев зачастую ведется под видом освещения профессиональной деятельности кандидатов, что является примером ставки в первую очередь на административный ресурс.

Член правления Российской ассоциации политических консультантов Константин Малышев в комментарии «НИ» говорит, что частично с докладом КГИ согласен. «Идеологическая линия у партий ушла, а у самовыдвиженцев в региональные парламенты ее обычно и не было. Фактически многие партии перестали заниматься кампаниями, а «тянут» их только одномандатники», – отмечает Малышев. Он говорит, что это связано как с попыткой в условиях экономического кризиса сэкономить на услугах опытных райтеров и политтехнологов, так и с тем, что избиратель устал от идеологии. «Партии это поняли и даже в своих программах, публикация которых обязательна по закону, пишут не о идеологических вещах, а о том, в каком конкретном дворе они заасфальтируют дорогу», – обращает внимание эксперт. Зато, по его словам, кандидаты стали активнее использовать встречи с избирателями во дворах – такой формат кампании становится все более эффективным.

«Да, действительно в последние годы накал идеологической борьбы уже не тот, избиратель апатичен и не верит в возможность что-то изменить с помощью выборов», – соглашается с политологами председатель исполкома партии «Патриоты России» Надежда Корнеева. Среди основных проблем такого положения вещей в беседе с «НИ» она называет фактическое отсутствие предвыборных дебатов. «Ты приходишь в студию, и тебя ведущий сразу предупреждает, что говорить про конкурентов нельзя. Показывают эти совместные агитационные мероприятия в эфире местных телеканалов в неудобное время, у избирателя нет возможности вникнуть в дискуссию», – рассказывает Корнеева. Однако она уверена, что партиям все равно необходимо пытаться через призму региональных проблем доносить до людей положения своих программ.

"