Posted 7 апреля 2013,, 20:00

Published 7 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:11

Updated 8 марта, 05:11

Забота о легальных агентах

7 апреля 2013, 20:00
Координатор Общероссийского народного фронта, депутат-единоросс Михаил Старшинов собирается внести на рассмотрение Госдумы законопроект, который позволит изымать у НКО, не зарегистрировавшихся в качестве иностранных агентов и не уведомивших государство об источниках финансирования, все деньги. Изъятые финансовые средст

По словам Михаила Старшинова, чтобы сделать закон об НКО более эффективным, нужно законодательно прописать материальную ответственность тех организаций, которые подпадают под действие принятого закона и не предоставляют четкой информации об источниках поступления средств из-за рубежа. Единоросс считает, что у НКО, не соблюдающих закон, все денежные средства нужно в обязательном порядке изымать и направлять, например, в какой-то фонд, из которого они будут перераспределяться представителям «добросовестных НКО», работающих, например, с детьми, инвалидами – «туда, куда они посчитают нужным». То есть депутат предлагает передавать деньги социально ориентированным НКО, которым в конце марта этого года президент РФ увеличил финансирование в 1,5 раза. Напомним, в нынешнем году таким НКО выделено из госбюджета 3 млрд. рублей.

Между тем 6 марта президент Владимир Путин заявил в интервью немецкой телерадиокомпании ARD, что в России действуют 654 неправительственные организации, которые получают деньги из-за рубежа. И только за 4 месяца после принятия закона об иностранных агентах на счета этих организаций, как отметил президент, из-за границы поступило 28,3 млрд. рублей, то есть почти 1 млрд. долларов США, из которых 855 млн. рублей пришли через дипломатические представительства.

После заявлений Владимира Путина и Михаила Старшинова зампредседателя «Демократического выбора» Кирилл Шулика опубликовал в своем блоге материал, в котором пишет, что якобы единороссы вопреки запрету сами получают финансирование из-за рубежа обходными путями, да и госструктуры не против финансовой помощи от «стратегического противника». «24 миллиона баксов получило от TACIS одно стратегическое предприятие – «Водоканал Санкт-Петербурга». И, страшное дело, Счетная палата посчитала это сотрудничество позитивным. Науке достается меньше, но достается... Фонд МакАртуров, это уже частный фонд, если что, который финансирует российские НКО, дал 600 тысяч долларов Институту социологии РАН. Так что министр образования Ливанов раскрыл не просто неэффективную контору, а целого иностранного наймита. Хотите финансирования политической деятельности? Ради Бога, ловите. Бывший пресс-секретарь «нашистов» госпожа Потупчик в прошлом году поведала нам, что деньги на «Селигер» дают «BMW, Panasonic, LG». Ну и не забывайте, что «Единая Россия» финансируется не российскими, а кипрскими деньгами», – пишет Кирилл Шулика в своем блоге в Живом журнале.

Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев в разговоре с «НИ» по поводу инициативы депутата Старшинова говорит, что «идиотизм уже зашкаливает». «Господин Старшинов, видимо, хочет уловить тенденцию, угодить президенту, но я уверен, что ничего этого не будет. В случае появления и ободрения такого законопроекта речь будет идти уже не только о внутренней жизни России, но и о международной ситуации. А этого никто никогда не допустит. Президент говорит про миллиард долларов, но на самом деле российские организации получают раз в 30–50 меньше», – подчеркивает г-н Пономарев.

Правозащитник отмечает, что если бы в России была структура поддержки правозащитных организаций, то они бы отказались от иностранных денег. «В России сейчас вроде бы начали помогать НКО. Путин увеличил финансирование неправительственных организаций. Я, кстати, уже второй год получаю президентский грант, но этого мало. Я получаю только четверть того, что мне нужно для поддержания существующего уровня офиса в Москве и в нескольких регионах страны. Было бы замечательно, если бы было постепенное замещение иностранных денег российскими. И хотелось бы, чтобы это были деньги не государственные, а частные. Но ждать этого не приходится», – утверждает лидер движения «За права человека». По словам правозащитника, причина этого кроется в том, что правозащитные организации сейчас пытаются разрушить.

О другой инициативе Михаила Старшинова поведал в пятницу депутат Госдумы Дмитрий Гудков, опубликовав в своем блоге выдержки из единороссовского законопроекта «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». В нем, как отмечает г-н Гудков, «едросы» придумали, как вернуть зарубежные активы фигурантам «списка Магнитского» и прочим жуликам».

В законопроекте предусмотрели, что в случае если зарубежные счета фигурантов «списка Магнитского» будут заморожены или конфискованы, то в России они через жалобы в Арбитражный суд могут компенсировать все потери за счет средств федерального бюджета. «То есть за наш счет, – отмечает Дмитрий Гудков. – Потом уже Россия может судиться с иностранным государством за возврат конфискованных денег на родину или конфискует в России имущество иностранного государства».

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин называет этот законопроект неумным и нелогичным с точки зрения реакции общественности и реакции власти. «С вероятностью 95–99% этот законопроект принят не будет, но при этом предложенная в нем схема, скорее всего, в более сложной форме будет реализована властью», – сказал «НИ» г-н Салин. Как отметил политолог, высшая власть у нас является гарантом неприкосновенности активов элиты за рубежом. «Если эти активы подвергаются рискам, как было в случае с Кипром, то элита нашей власти выставляет счет, то есть встает вопрос о лояльности власти. И власть вынуждена гарантировать эти средства. С Кипром как-то разобрались, ведь, судя по всему, высшая элита свои деньги успела вывезти оттуда. То же самое, я думаю, будет с ситуацией возможных санкций по «списку Магнитского». Если интересы нашей элиты прищемят, то наша власть найдет способ компенсировать потерянные средства. Де-юре это будет, конечно, не за счет федеральных средств, но де-факто это делается за счет федерального бюджета», – подчеркивает эксперт.

"