Posted 6 сентября 2007,, 20:00

Published 6 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:31

Updated 8 марта, 08:31

Мимо урны

Мимо урны

6 сентября 2007, 20:00
В стартовавшей на днях предвыборной кампании будут участвовать около десятка партий, у которых нет никаких шансов на прохождение в Госдуму. Однако ни их руководство, ни спонсоры внакладе не останутся. Первые получат возможность не только лишний раз заявить о себе, но и значительно поправить собственное благосостояние.
Сюжет
Выборы

По данным Росрегистрации, в думских выборах могут участвовать 15 политических партий. Исследования «Левада-Центра» показывают, что рейтинги выше проходных 7% сейчас имеют лишь «Единая Россия», «Справедливая Россия» и КПРФ. ЛДПР балансирует на этой отметке, голоса в пользу «Яблока» и СПС находятся в диапазоне 1–3%, а показатели прочих девяти российских партий составляют менее 1%. То есть их популярность близка к нулю, и шансов на прохождение в Госдуму они не имеют. Тем не менее их лидеры изображают кипучую деятельность, а сами партии проводят пышные мероприятия. Например, Демократическая партия России, набравшая на прошлых думских выборах 0,2%, свой предвыборный съезд планирует провести в Брюсселе. «Часто политический проект – лишь прикрытие финансовых интересов, просто увод денег в свой карман», – говорит «НИ» сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.

Кто «пилит» партийную кассу

Формально партии создаются для того, чтобы политически активные люди могли сообща прийти к власти и преобразовать страну так, как они считают нужным. В нашей стране подобное явление было в начале 90-х годов. Ветераны партийного движения вспоминают, что тогда многие делегаты за свой счет приезжали в Москву на учредительные съезды и из своего кармана оплачивали проживание в столичных гостиницах. Однако со временем партстроительство стало бизнесом, приносящим немалые доходы. Заработать можно, например, на создании партии «под ключ» для последующей ее продажи. За последние годы несколько политических «брендов» таким образом сменили «хозяев». Это Социалистическая единая партия России (позднее преобразованная в общественную организацию), Демократическая партия, «Родина», затем вошедшая в «Справедливую Россию», Социал-демократическая партия. По словам Валерия Хомякова, создание организации с нуля обходится примерно в миллион долларов, который тратится на проведение съездов, содержание партийного аппарата и на то, чтобы чиновники закрывали глаза на всевозможные нарушения. Так, многие региональные отделения карликовых партий существуют лишь «виртуально», и «вы не найдете от них и по 500 человек в регионе».

Другой источник доходов – использование партийных денег в личных целях через систему откатов. Директор Центра политической информации Алексей Мухин рассказал «НИ», что обычно деньги «пилят» руководство партии и имиджмейкерские фирмы, которые нанимают для проведения предвыборной агитации. Последующая отчетность бывает «туманной», и выяснить, на что же на самом деле пошли деньги, часто не представляется возможным. Если партия не имеет шансов победить на выборах, не исключен и такой вариант, что просто уводится большая часть денег, так как их тратить на что-либо еще партийным функционерам представляется бессмысленным. По словам г-на Мухина, сейчас дошло до того, что некоторые партийные спонсоры стали выделять деньги не «на партию вообще», а на конкретное мероприятие – съезд, конференцию, оплату партийной рекламы. В этом случае основная часть денег все-таки тратится по прямому назначению.

Иллюзия демократии

Иногда партия играет роль «запасного аэродрома». В этом случае деньги политик зарабатывает в другом месте, а свою организацию использует как трамплин для возвращения во властную элиту, если вдруг будет оттуда изгнан. В 90-е годы партиями и политическими движениями обзаводились почти все видные деятели. Например, бывший вице-президент страны Александр Руцкой руководил движением «Держава», бывший вице-премьер Сергей Шахрай – Партией единства и согласия, бывший министр финансов Борис Федоров – Республиканской партией. Однако сейчас, по словам г-на Мухина, подобное не актуально, так как статус партийного лидера значительно ниже, чем статус высокопоставленного чиновника, и вернуться во власть с должности руководителя партии едва ли возможно. Собеседник «НИ» убежден, что актуальным сейчас остается лишь создание «запасной партии власти» в качестве «аварийного варианта» на случай поражения на выборах основной партии. Впрочем, и для этого сейчас существует административный ресурс, который, по словам Алексея Мухина, «служит страховкой, что победит определенная партия». Еще одна сохранившаяся с 90-х годов традиция – это создание партий под конкретных ярких политиков. Среди существующих партий в качестве примеров можно привести «Народный союз» Сергея Бабурина и Партию возрождения России экс-спикера Госдумы Геннадия Селезнева. Такие партии живут, пока их лидеры в состоянии найти спонсоров. У Бабурина со спонсорами все в порядке, а вот у лидера Партии мира и единства Сажи Умалатовой, судя по всему, плохо. По данным ЦИК РФ, за первое полугодие 2007 года она не получила от спонсоров ни копейки.

Партии могут также играть роль «спойлеров», когда их изначально создают не для победы на выборах, а для отъема голосов у другой партии. На минувших думских выборах в такой роли успешно выступили блок «Родина» и блок Партии пенсионеров и Партии социальной справедливости, отобравшие голоса у коммунистов. Сейчас против КПРФ действует партия «Патриоты России», которой руководит бывший член фракции КПРФ Геннадий Семигин. А на другом фланге против СПС действует партия «Гражданская сила» во главе с представителем правительства в Конституционном суде Михаилом Барщевским. Валерий Хомяков говорит, что «спойлером» по отношению к ЛДПР могла бы выступить партия «Великая Россия» во главе с депутатами Андреем Савельевым и Дмитрием Рогозиным, однако «великороссам» Минюст в регистрации отказал.

Наконец, карликовые партии играют еще одну весьма важную роль – они создают для граждан страны и для всего мира иллюзию демократии и многопартийности в России. Замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин говорит «НИ», что теоретически российские партии отражают весь спектр мнений, за исключением крайне левых и крайне правых. Однако, замечает г-н Гражданкин, «полноценная партия должна создаваться в контакте с электоральными слоями», тогда как существующие объединения в действительности выражают лишь интересы тех, кто их создал – бюрократии и своих лидеров. В результате межпартийное противостояние оказывается не более чем имитацией, а избиратели тем временем «спорят, кого поддержать – Петрушку или Арлекина».

Ценовая политика

Несмотря на несерьезность своих притязаний, карликовые партии получают от спонсоров весьма немалые деньги. По данным ЦИК, за первое полугодие нынешнего года «Патриоты России» получили 40 млн. рублей, «Народный Союз» – 27 млн. рублей, Аграрная партия – 13 млн. рублей, Демократическая партия и Партия социальной справедливости – по 5 млн. рублей, «Гражданская сила» – 4 млн. рублей. По оценкам экспертов, реальные расходы на содержание партий превышают официальные в 3–5 раз, то есть карликовые объединения ежегодно обходятся своим спонсорам в сумму от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов. А траты на все партии второго эшелона в целом могут составлять 15–20 млн. долларов в год. Впрочем, это сравнительно немного, учитывая, что на содержание одной только «Единой России», по некоторым оценкам, ежегодно уходит не менее 30 млн. долларов.

Основным источником партийных средств являются крупные государственные и частные корпорации. Алексей Мухин говорит, что по закону госкомпании давать партиям деньги не имеют права, и финансирование происходит «через аффилированные подставные фонды». Что касается крупного бизнеса, то он, по словам Валерия Хомякова, ориентируется на то, что «есть такое мнение в Кремле, что того-то надо финансировать». Правда, львиная доля этих средств достается крупным политическим силам, прежде всего, обеим «партиям власти». Второй источник средств для пополнения партийной кассы – добровольные частные пожертвования. Они могут быть бескорыстными и корыстными. Бескорыстные спонсоры финансируют партии просто потому, что считают своим гражданским долгом бороться за торжество определенных идей.

Обычно бескорыстное финансирование получают либералы и националисты. При корыстном же финансировании спонсору могут пообещать лоббирование его интересов после победы, на которую партия не имеет никаких шансов. Валерий Хомяков говорит, что «спонсоры бывают недостаточно образованы в этом смысле», и некоторую сумму денег у них выманить удается. Никакой ответственности после поражения на выборах, как правило, не наступает, потому что сумма в несколько миллионов рублей для крупного и даже среднего бизнеса значительной не является. Иногда спонсоры берутся за финансирование партии, чтобы зарегистрироваться кандидатами в депутаты и получить неприкосновенность на время избирательной кампании. Отчасти это напоминает продажу ведущими партиями мест в списках, но расценки здесь скромнее. Все-таки два месяца кандидатского иммунитета несопоставимы с четырьмя годами депутатской неприкосновенности.

А если партия более или менее удачно выступит на думских выборах, ей уже начнет давать деньги государство. По закону партиям, получившим более 3% голосов избирателей (около 2 млн. человек), полагается ежегодно по пять рублей за один голос. Таким образом, партия, набравшая 3%, может рассчитывать на 10 млн. рублей в год, а каждый дополнительный процент принесет партии еще 3 млн. рублей.

"