Posted 6 сентября 2005,, 20:00

Published 6 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:23

Updated 8 марта, 09:23

Не хочешь, заставим

6 сентября 2005, 20:00
В последние месяцы из российских регионов все чаще стала поступать информация о преследовании журналистов. Тружеников пера и телекамеры, замеченных в нелояльности властям, увольняют, а неугодные программы закрывают. Кое-где чиновники попросту диктуют редакторам СМИ, что и как писать о тех или иных персонажах. География

Петербургские издания и электронные СМИ, подконтрольные Смольному и федеральному центру, подвергаются сегодня строгой цензуре, сообщает корреспондент «НИ» Иван СВЕТЛОВ. Сотрудникам государственных печатных изданий, радиостанций и телеканалов приходится тщательно проверять на лояльность даже нейтральные сюжеты. Если материал не содержит посыла: «президент и губернатор деятельны, постоянно думают о народе и не ошибаются», журналисты рискуют мгновенно вылететь с работы. Последним стало увольнение редактора информационного отдела радиостанции «Петербург» (одно из подразделений ТРК «Петербург-5 канал») Сергея Сверчкова.

Он был уволен без объяснения причин 18 августа. По мнению экс-редактора, все случилось из-за того, что 12 августа он зачитал в эфире сообщение информагентства «Росбалт», где депутат Сергей Гуляев критиковал своего коллегу по ЗакСу Игоря Риммера, выступившего с инициативой переизбрания Путина на третий срок.

По словам Сверчкова, сообщение было процитировано «в строгом соответствии с текстом агентства и со ссылками на него». Информацию «Росбалта», подконтрольного полпреду президента в федеральном округе, цитируют в эфире радио «Петербург» постоянно. Правда, сообщения о местных властях должны буквально источать елей. «Коллегу, готовившую материал о митинге против уплотнительной застройки, серьезно отчитали, – рассказывает журналист. – Сотрудницу, сообщившую об акции протеста студентов и преподавателей и митинге коммерческих автоперевозчиков у Смольного, уволили. Негласный запрет на критику губернатора Валентины Матвиенко введен уже давно. Но по поводу Путина такое было впервые».

По словам Сергея Сверчкова, на каналах ТРК «Петербург» и «РТР-Петербург» (местный филиал ВГТРК «Россия») есть также негласный список опальных депутатов местного парламента. «Все они входят во фракцию «Демократическая», которая регулярно выступает против инициатив г-жи Матвиенко и указывает на ее проколы. Они персоны нон-грата в теле- и радиоэфире», – делится секретами Сергей.

Впрочем, начальник Управления по связям с общественностью ТРК «Петербург» Лариса Конашенок настаивает, что Сверчкова уволили за нарушения дисциплины, что политика тут ни при чем, что журналист клевещет на корпорацию, и никаких запретных имен на канале нет.

Любопытно, что у Валентины Матвиенко в ближайшие дни может смениться пресс-секретарь. По неофициальной информации из Смольного, Наталья Кутобаева, отвечающая за связь градоначальницы со СМИ, впала в немилость из-за многократного появления в эфире негативной информации о деятельности городского правительства.

Стоит отметить, что жесткая цензура печатных и электронных СМИ в Северной столице началась еще весной 2003 года, когда полпредом президента по Северо-Западному федеральному округу стала Валентина Матвиенко. Бесконечные славословия в ее адрес стали считаться нормой, критика жестко каралась. Главред новостей «НТВ Санкт-Петербург» Андрей Радин был понижен в должности за сюжеты об Анне Марковой, которая конкурировала с Матвиенко на губернаторских выборах. Корреспондент «НТВ-Петербург», готовившая сюжеты о Марковой, была вынуждена уволиться. Тогда же руководитель ТРК «Петербург» Ирина Теркина дважды вызывалась на беседу с министром печати Лесиным, после чего вынуждена была подать заявление об уходе. В кратчайшие сроки на ТРК «Петербург» были закрыты многие авторские публицистические программы. Сегодня период массовых «зачисток» миновал, репрессии против журналистов приобрели «точечный» характер.

Северная столица в этом печальном опыте не одинока. Сразу после своего избрания новый брянский губернатор Николай Денин взялся за редакторов местных районок, сообщает корреспондент «НИ» Николай СИМОНОВ. Большинство из них – бывшие райкомовские работники – вовремя не сориентировались и до выборов что есть мочи хвалили бывшего губернатора-коммуниста Лодкина. Пожилым редакторам заявили о необходимости дать дорогу молодежи и предложили уйти по собственному желанию. Но редакторы воспротивились, и власти предложили им пройти переаттестацию с написанием диктанта (почему-то новое руководство области посчитало, что диктант редакторы завалят). В ответ главы районных газет пожаловались президенту на ущемление свободы СМИ в регионе. А в начале февраля, когда в Брянске проходила международная конференция с участием Владимира Лукина, продублировали жалобу омбудсмену. В итоге губернатор был вынужден снять вопрос об увольнении нелояльных редакторов с повестки дня.

К счастью, пока не везде произвол чиновников сходит им с рук. Так, на Алтае сейчас проходит судебный процесс по делу об оказании давления на журналистов, сообщает корреспондент «НИ» Елена ЗЕЛЕНИНА. Слушание проходят в городском суде Горно-Алтайска. На скамье подсудимых – председатель информационного комитета алтайского правительства Алтай Кубашев, которому предъявлено обвинение по 144-й статье Уголовного кодекса РФ «воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов».

В практике российской Фемиды таких прецедентов немного. Дело было возбуждено прокуратурой республики в апреле текущего года. Основанием стали обращения главных редакторов двух самых тиражных печатных изданий региона «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны» Сергея Денчика и Татьяны Туденевой. Они сообщили о фактах вмешательства Алтая Кубашева в их профессиональную деятельность. Редакторы рассказали, что Кубашев требует размещать в газетах только положительные материалы о работе алтайского правительства и главы республики Михаила Лапшина. Критики быть не должно. По их словам, чиновник требует ничего не рассказывать о деятельности отдельных оппозиционных депутатов местного Госсобрания. В случае неисполнения требований грозил «организовать увольнение». «Кубашев диктовал свои условия. Доходило до прямых указаний, какой материал должен стоять на какой полосе», – рассказала «Новым Известиям» Татьяна Туденева.

Впрочем, своей вины г-н Кубашев не признает категорически. Точку в этом резонансном конфликте предстоит поставить суду. По словам заместителя прокурора республики Сергея Шухина, если вина чиновника будет доказана, ему грозит наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать должности в органах власти.

"