Posted 4 декабря 2011,, 20:00

Published 4 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 02:06

Updated 8 марта, 02:06

День выборов

День выборов

4 декабря 2011, 20:00
Итак, выборы депутатов Госдумы состоялись. Не состояться они, заметим, и не могли, ведь даже если бы к избирательным урнам пришли по всей стране человек сто, парламент был бы избран. Порога минимальной явки в России не существует, поэтому звучавшие вчера весь день сообщения из регионов о том, что к такому-то часу прого

День выборов не могло сорвать ничто. Под дождем и мокрым снегом, который на востоке Москвы шел очень обильно, народ активно шел изъявлять свою политическую волю, несмотря на погоду. Процесс оформили с размахом, правда, не везде. В некоторых спальных районах на дверях школ, где размещались избирательные участки, висел лишь белый листок с надписью «ИУ №…». А вот, например, в Сокольниках, тоже у здания школы, одних синих, белых, красных флагов, триколоров и московских знамен можно было насчитать 80 штук. Стражи правопорядка, все в парадных белых рубашках, вежливые, готовые прийти на помощь, следили за обстановкой.

Пик голосования пришелся на середину дня. Избиратель пошел семьями, подтянулась любящая поспать молодежь. Десятки военнослужащих срочной службы из окрестных частей дружно и организованно проголосовали на участках № 1233 и № 1234 на Стромынке, № 17. Узнать, за кого отдали голоса защитники родины, никому не удалось. «Военная тайна», – обрывали все вопросы солдаты. Социологи, которые проводили экзит-поллы, рассказали «НИ», что граждане вообще неохотно раскрывают тайну голосования. Кто-то просто боится и подозревает власть в излишнем контроле, принимая представителей социологических служб за сотрудников органов госбезопасности. Кто-то считает, что раз голосование тайное, то интригу надо хранить до конца, и незачем кому-то знать расклад сил до официального подведения итогов.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Охотнее всего о политических пристрастиях интервьюерам рассказывали люди старшего поколения. И если верить экзит-поллу, голосовали они в равной степени активно лишь за две партии – «Единую Россию» и КПРФ. Перед социологами разворачивались целые дискуссии. На их вопрос о том, кому он отдал голос, мужчина лет 70 гордо отрапортовал: «Естественно за коммунистов!» А шедший за ним гражданин с маленьким ребенком в ответ лишь усмехнулся: «А я могу сказать, что будет «Единая Россия». И добавил: «В нашей стране все давно решено».

Большинство же граждан не проявляли к социологам никакого интереса. Группа молодых людей, обратив на них внимание, поинтересовалась: «Здесь что, деньги раздают?» Но, узнав, что ничего не раздают, прошли мимо. Кто-то откровенно «посылал» интервьюеров, кто-то, наоборот, кроме того, что говорил, за кого проголосовал, еще и пояснял почему.

Сотрудники социологических служб пожаловались «НИ», что о проведении экзит-поллов граждан не оповещали, поэтому люди не хотят отвечать на вопросы, опасаясь подвоха. Не задерживаясь на выходе из участков, граждане, как правило, отмахивались: «Секрет». И «военную тайну» о собственном волеизъявлении могут хранить, оказывается, не только солдаты. Порой социологов упрекали в неправомерных действиях или незнании Конституции. К примеру, бдительная пожилая женщина еще на входе в участок поинтересовалась, чем занимаются молодые люди «с папками». Услышав ответ, гражданка вызвала подкрепление в лице полицейских, которым пришлось на ее глазах во второй раз проверить документы экзит-полловцев.Надо отметить, что экзит-поллы уже не имеют такого значения, как раньше, когда результатов выборов ждали несколько дней. Сейчас эти исследования проводятся скорее для того, чтобы сравнить результаты с официальными процентами, полученными на выборах, и «в случае чего» начать разбирательство. Считается, что данные правильно проведенных опросов не должны серьезно отличаться от результатов выборов, однако и полное совпадение крайне подозрительно. Специалисты говорят, что совпадение чуть ли не до десятых долей процента – просто невероятно для подобного рода исследований, но в российских условиях такое явление уже встречалось.

Вчера локальные экзит-поллы проводили сразу несколько социологических служб в разных регионах страны. По данным Института парламентаризма, в Москве на 18:00 (когда основная масса граждан уже успела изъявить свою волю) голоса избирателей распределялись следующим образом: «Единая Россия» – 40, 69%, КПРФ –19,8%, «Справедливая Россия» – 17,7%, ЛДПР – 11,06%, «Яблоко» – 7%, «Правое дело» – 1,75%, «Патриоты России» – 1,47%, испорченных бюллетеней – 1,24%.

«ВЫБИРАТЬ НЕ ИЗ ЧЕГО»

Одними из самых последних открылись участки для волеизъявления россиян по другую сторону Атлантики – в США. Первыми вынуждены были проголосовать досрочно наши граждане, прикрепленные к избирательному участку в Нью-Йорке: 3 декабря и максимально быстро, всего за 6 часов: с 10 утра до 4 вечера. Сотрудники консульства РФ объяснили это тем, что Земля круглая, часовых поясов много и можно не успеть вовремя подсчитать голоса. В другом американском штате на северо-востоке страны, в Массачусетсе, явка избирателей из России оказалась низкой. Выездное голосование проходило в Бостоне, и из 80-тысячной российской диаспоры явилась лишь ее малая часть. В основном дисциплинированными оказались пенсионеры с 20–30-летним стажем проживания на чужбине.
По словам явившихся на выборы, низкая явка избирателей обусловлена тем, что выбирать не из чего. Как ни удивительно, партия власти среди голосовавших не обсуждалась, а уж тем более и не связывалась с улучшением жизни в России. При слове «коммунисты» и «коммунизм» эмигрантов третьей волны, пострадавших от советской власти, вовсе бил озноб. А молодая семья российских гарвардских студентов заявила, что проголосовала за «Яблоко» и других вариантов даже не рассматривала. Солидарными с ними оказалось большинство россиян, проживающих в Америке.
Владимир МАШАТИН, Бостон


Телеграф осаждали толпы

Совершенно неожиданным оказалось вчера скопление избирателей у здания Центрального телеграфа в Москве, где находится один из избирательных участков. На входе даже образовалась давка. Проникнув внутрь, люди стали заполнять заявления с просьбой включить их в список избирателей. Большей частью – иногородние студенты, хотя попадались и граждане более старшего возраста. Они стали жертвами с чьей-то легкой руки распространенной информации, что смогут проголосовать по предъявлении паспорта или студенческого билета. Однако выяснилось, что это не так: оказалось, волеизъявиться «по паспортам» могут отнюдь не все желающие.
Член избирательной комиссии, представившаяся Натальей Викторовной, разъяснила «НИ» и толпившимся вокруг нее гражданам: «Могут проголосовать граждане, если они имеют российский паспорт, но не имеют в нем регистрации». «Есть регистрация по месту жительства, а есть по месту пребывания, вы какую имеете в виду?» – пытались уточнить свои права подошедшие люди. «Об обычной регистрации говорю, которая в паспорте: если есть регистрация, вы не сможете проголосовать», – объясняла им Наталья Викторовна, наотрез отказываясь выдавать бюллетени всем, кто хотел проголосовать.
Вячеслав РЯБЫХ

"