Posted 4 августа 2005,, 20:00

Published 4 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Политики на продажу

Политики на продажу

4 августа 2005, 20:00
Всю эту неделю Украина спорит, имел ли право сын президента Андрей Ющенко «патентовать» на свое имя символику «оранжевой революции». Мало того что подобная «приватизация» многим кажется аморальной, так местные эксперты еще и подсчитали, что революционные бренды могут принести Ющенко-младшему до 100 млн. долларов дохода

Директор Центра политической информации Алексей Мухин

Судя по рекламному ролику, г-н Горбачев и сам любит пиццу, и другим рекомендует.

заявил «НИ», что многие политики, точно так же, как простые смертные, стремятся заработать деньги всеми возможными способами: «Чтобы имя не пропадало, его используют как бренд».

Побочные доходы

Конечно же, в нашей стране раскрученные политики просто были обречены украсить собой водочные этикетки. Уже имеются водочные бренды, образованные от имен всех отечественных президентов – Горбачева, Ельцина и Путина. Правда, водка Putin продается только в Прибалтийских государствах и ее название якобы связано не с фамилией российского президента, а с красной ягодой Putinas, которая растет в литовских лесах. Но на этикетке изображен, нет, не портрет Владимира Путина, а всего лишь российский триколор. Зато московский завод «Кристалл» уже несколько лет выпускает элитную водку «Путинка» с недвусмысленной царской короной на этикетке. И если президент Путин к использованию своего имени в качестве торговой марки относится с раздражением (в Челябинске недавно под давлением властей владелец бара «Путин» был вынужден сменить название своего заведения), то для Михаила Горбачева и Владимира Жириновского торговля своим именем стала одним из источников их доходов.

Экс-президент СССР является правообладателем зарегистрированных за рубежом брендов Gorbachev и Gorbi. Только контракт с американской компанией Pizza Hut принес Михаилу Горбачеву несколько миллионов долларов, которые были вложены в строительство здания Горбачев-фонда и финансирование его деятельности. К слову, немецкая водка Gorbatschew не имеет к Михаилу Сергеевичу никакого отношения – ее зарегистрировал еще в 1921 году иммигрировавший в Германию белогвардейский генерал – однофамилец генсека. Но, разумеется, во время перестройки продажи этой водки выросли в разы.

А сын украинского президента Андрей Ющенко, на имя которого втихую была зарегистрирована символика «оранжевой революции» – девиз «Так!» и подкова – теперь получает стабильный доход от продажи революционных сувениров. Особой популярностью среди туристов пользуются флажки с девизом «Так!» и часы, на циферблате которых написано «Так, Украина!». По оценке экспертов, революционные бренды могут принести семье

Националист на самом национальном продукте.

Ющенко до 100 млн. долларов. Апофеозом «оранжевой» торговли стало появление на днях в украинских магазинах водки «Так!»...

Для милых дам

Под брендом «Владимир Жириновский» в разное время выпускались различные сорта водки («Жириновский», «Жириновская», «Сибирская Жириновская»), шампанское, а сейчас лидер ЛДПР переключился на парфюмерию. Минувшей зимой был выпущен одеколон «Жириновский», на этикетке которого изображен лидер ЛДПР, зажимающий нос. А недавно одна московская фирма начала выпуск туалетной воды «Жириновский for men». В описании говорится, что это «аромат джентльмена наших дней, мужчины, которого современная женщина может назвать идеальным. Он истинный аристократ независимо от происхождения». А на конец лета запланирована презентация туалетной воды «Жириновский for women». Стоимость контракта с лидером ЛДПР в фирме сообщать отказались. По информации «НИ», право на использование бренда «Владимир Жириновский» может стоить от 50 тыс. до 100 тыс. долл. за каждый товар.

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин называет как один из успешных коммерческих проектов запуск водки «Брынцалов». Вообще же традиция выпускать «именную» водку существует в пьющей России с дореволюционных времен. Именно так появились известные марки водки «Смирнов» и «Столыпин». Главное условие – чтобы «продукт был изготовлен на высоком уровне. Это автоматически набрасывает очки представленным на этикетках персонажам».

Не исключено, что скоро в продаже появится водка «Зюганов». По мнению руководителя Информационного центра КПРФ Ильи Пономарева, такая водка могла бы пользоваться большим спросом, учитывая популярность коммунистов, а также «широкое лицо Геннадия Андреевича и его фактурные данные».

Президент на матрешке – лучший сувенир из России.

Других «раскрученных» фигур в руководстве КПРФ нет. Зато производители водки пытаются заработать на названии самой партии. Так, в Ростовской области производится водка «КПРФ». Но пользуется ли она большим спросом среди трудящегося электората, не известно.

А вот бренд революционера Эрнесто Че Гевары неизменно пользуется спросом, и немалым. Знаменитую фотографию в берете с устремленным вдаль взглядом печатают на открытках, футболках, книгах, антиглобалисты обклеивают плакатами с Че «Макдоналдсы». Многие даже не подозревают, что у этого имени и изображения есть законный правообладатель – проживающая на Кубе дочь Эрнесто Че Гевары Алейда. 14 июня 2004 года на острове Свободы был создан исследовательский центр, призванный следить за упоминанием имени и использованием изображения знаменитого революционера. Алейда Гевара в будущем намерена вообще запретить использование всемирно известной фотографии. Ей очень не нравится, что отца изображают как «бородатого алкоголика в берете».

«Паленая» репутация

Если для известных людей выпуск «именного» товара – это дополнительный заработок, то для начинающих политиков – хороший способ в короткие сроки сделать узнаваемыми свою фамилию и лицо. Правда, водку и прочую продукцию со своим именем придется в таком случае не продавать, а раздавать бесплатно. Политтехнолог Марина Литвинович говорит, что здесь все зависит от целевой группы избирателей. «На жителей крупных городов с высшим образованием это не подействует. А привлечь на свою сторону простых сельских избирателей вполне возможно», – сообщила она «НИ».

Выпуск именной сувенирной водки может привести к скандалу и даже судебному процессу, как случилось недавно в одном из районов Московской области. Некий местный предприниматель в ходе подготовки к выборам подарил 9 мая всем пенсионерам района по пачке чая и по бутылке водки «За победу» со своим портретом.

Даже кошки не чужды политической моде.

Спустя неделю в местной газете появилась статья «Цена пенсионера», где утверждалось, что эта цена теперь известна – бутылка «паленой» водки и пачка чая. А спустя еще несколько дней один из пенсионеров подал в суд на автора статьи, утверждая, что тот «оскорбил всех пенсионеров», к которым после выхода статьи стали плохо относиться, «бить и порой даже убивать», а водка была никакой не «паленой», наоборот, очень хорошей. Впрочем, суд требования пенсионера о компенсации морального вреда отклонил.

Именная водка может не только повысить, но и понизить рейтинг политика. Эксперт Центра политического консультирования «Никколо М» Тимур Хакимов считает, что водка и политик – вещи несовместимые, «это будет антикампания», и у решившегося на такой шаг сразу появится репутация «спаивающего народ». Поэтому водка с именем и фотографией политика зачастую становится элементом «черных» пиар-технологий. Их жертвой, например, стала Ирина Хакамада, водку с именем которой раздавали в одном из городов Дальнего Востока.

Как стать товарным знаком?

Чтобы не допустить использования своего имени конкурентами и просто мошенниками, многие известные люди загодя регистрируют его в качестве товарного знака. Так, Виктор Ющенко еще в 2001 году запатентовал бренды «Ющенко», «Виктор Ющенко», «В. Ющенко», «Блок Ющенко». Алла Пугачева зарегистрировала свое имя как товарный знак аж в 1990 году. В 1997 году она также стала правообладателем бренда «Филипп Киркоров». Теннисистка Мария Шарапова выпускает под своим именем духи, боксер Константин Цзю – энергетический напиток.

Согласно российскому закону «О товарных знаках», зарегистрировать свое имя и фамилию как бренд может любой человек, кроме случаев, когда эта комбинация имени и фамилии является широко распространенной либо принадлежит известному лицу. В Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам «НИ» сообщили: «известность» имени и фамилии определяется по результатам экспертизы. То есть если, к примеру, некий гражданин захочет зарегистрировать товарный знак «Владимир Путин», ему откажут, даже если в паспорте у гражданина будет записано, что он тоже Владимир Путин.



ГЛАВНОЕ – ЗНАТЬ СЕБЕ ЦЕНУ

Рынок политического брендинга, аналогичный западному, сложится в России только через 3–5 лет, убежден руководитель аналитического центра «Меркатор» Дмитрий Орешкин. При этом в зависимости от значимости политика в федеральной иерархии право на использование его имени может стоить от 100 тыс. долларов в год на один товар. Дороже всего ценится право использовать имя политика на этикетках спиртных напитков. На втором месте одежда, на третьем – продукты питания. Обычно в таком контракте оговаривается также ориентировочная цена товара. Для политика крайне важно, чтобы товар был доступен рядовому потребителю. Слишком дорогие товары не только не будут пользоваться спросом, но и «вызовут злость на политического лидера, который требует за «себя» такие большие деньги».

"