Posted 4 июня 2008,, 20:00

Published 4 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:11

Updated 8 марта, 08:11

Очистить почтовый ящик

4 июня 2008, 20:00
В Госдуме готовится законопроект, направленный на борьбу с несанкционированной рассылкой электронных рекламных писем. Только в прошлом году доля спама в почтовом трафике Рунета составила в среднем 79,2%. Ежедневно это современное «зло» засоряет почтовые ящики пользователей Интернета, и какие бы фильтры против них ни ст

Внести поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», которые должны заставить вздрогнуть подпольный рассылочный бизнес, предложил депутат Госдумы Сергей Капков. По его задумке, человек, распространяющий почтовые и электронные сообщения, скажем, рекламного характера, теперь должен будет получить «обязательное» согласие получателя данной информации, а также предоставить ему возможность от писем отказаться. Если же почта будет отослана без предварительного согласования, то отправителю (если он физическое лицо) придется распрощаться с суммой от 300 до 1000 рублей. Должностные лица будут наказаны на 2 тысячи, а вот на организацию за такое деяние наложат уже более существенный штраф в размере 10–50 тыс. рублей. Также карать предполагается и за сокрытие либо подмену обратного адреса отправителя, так как это, по мнению автора законопроекта, «вводит адресатов в заблуждение». К слову, именно этот прием является излюбленным инструментом спамеров. В случае если несанкционированную рассылку признают массовой, то штрафы увеличатся в несколько раз: для юридических лиц они достигнут аж 200 тыс. рублей. Автор законопроекта предусмотрительно разъяснил, что такие жесткие санкции вступают в силу, если спам был отправлен тысяче получателей в течение 24 часов, на 10 тыс. адресов за 30 дней, либо на 100 тыс. в год. Выявлением фактов рассылки спама, по идее, должны будут заниматься милиция и Федеральная служба надзора в сфере связи и массовых коммуникаций.

Напомним, что в России спам объявили вне закона еще в 2006 году, прописав соответствующую статью в законе «О рекламе». С тех пор прошло два года, а закон, увы, так и не заработал – количество спама в почтовых ящиках пользователей не уменьшилось, а, напротив, продолжает стремительно увеличиваться. По данным Лаборатории Касперского, в прошлом году доля спама в почтовом трафике Рунета составила в среднем 79,2%.

Наиболее популярными тематиками таких рассылок стала реклама «Виагры» и других медикаментов, а также реклама образовательных семинаров, тренингов и курсов и туристических услуг. Не последнюю позицию в этом списке занимает и «спам для взрослых», предлагающий посетить порносайты.

В Госдуме идею ужесточить наказание для спамеров поддерживают. «По большому счету Интернет в России вообще оказывается зоной вне закона. Да, пункт о спаме есть уже в законе «О рекламе», но я думаю, что он не совсем подходит для регулирования таких вещей во Всемирной паутине. Поэтому создание нового кардинального закона необходимо», – заявил «НИ» член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Андреев. Однако депутат обеспокоен, насколько эффективно будет действовать внесенный законопроект в случае его принятия. «У нас в России законов много, но суровость их нередко не включает обязательности исполнения», – философски подметил депутат.

Эксперты также сомневаются, что законопроект будет работать «в условиях, когда сами пользователи не озабочены очисткой своего информационного пространства». «Нужно вспомнить опыт Америки, которая когда-то боролась с несанкционированными рассылками в реальном, а не виртуальном пространстве (по факсу и почте). Это было движение не сверху вниз, как у нас, а снизу вверх. Спам прежде всего задолбал жителей, которые стали искать пути решения проблемы. А наш пользователь обладает очень низким уровнем прикладной сетевой культуры», – говорит «НИ» интернет-продюсер, преподаватель факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Илья Стечкин. То есть, объяснил он, большинство отечественных пользователей предпочитают спам «тихонько удалять» и не «компостировать мозг своему почтовому агригатору». Впрочем, по мнению г-на Стечкина, законопроект все-таки может помочь в борьбе с рассылками из России.

"