Posted 4 марта 2004,, 21:00

Published 4 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

ПРОДАЖНЫ ВСЕ

ПРОДАЖНЫ ВСЕ

4 марта 2004, 21:00
Новому правительству, состав которого формируется в эти дни, предстоит реализовать масштабную административную реформу. Между тем вчера члены Национального антикоррупционного комитета (НАК), представляя доклад о состоянии коррупции в России, заявили, что ее постигнет неудача. Бюрократия, по мнению исследователей, не по

Авторы исследования утверждают что с начала 2000 года существенно сузилось пространство гласной и активной деятельности российских чиновников. И сегодня коррупция приобрела благодаря этому невиданные никогда ранее масштабы. «Под прикрытием риторики об укреплении государства, избавлении от олигархии российская бюрократия сумела избавиться от политической оппозиции, овладеть основными центрами массовой информации и заменить политическую конкуренцию «подковерными интригами», что обеспечивает ей комфортную жизнь без партийного, парламентского и гражданского контроля», – говорится в докладе. «Если во власти нет политической конкуренции, то не стоит ждать и противодействия расширяющейся коррупции», – заявил «НИ» один из авторов исследования Михаил Краснов. «Уже сейчас, как это ни парадоксально, коррупция порождает техногенные и экологические катастрофы, – заметил г-н Краснов. – Но самое опасное то, что коррупция порождает также и терроризм». Ведь именно нечистоплотность чиновников позволяет террористам реализовывать их чудовищные планы.

Исследователи утверждают, что одной из важных причин прогрессирующей продажности бюрократии стал отказ от системного подхода к реформе власти. Решение наболевших вопросов без учета всей совокупности возможных последствий приводит только к нарастанию проблем. В борьбе с «региональной вольницей» Совет Федерации был лишен прежнего своего авторитета. И в итоге превратился в орган лоббистов. А создание федеральных округов привело к обострению законодательных противоречий между Москвой и регионами. Именно противоречивость той или иной ситуации становится питательной средой для разрастания коррупционных метастазов.

Одним из самых негативных факторов эксперты считают торможение реформы правоохранительной системы. «Органы безопасности по-прежнему являются не столько правовым щитом, сколько репрессивным инструментом, не подконтрольным обществу», – говорится в докладе. По словам Михаила Краснова, ключевой задачей реформы органов безопасности должно стать «выветривание оттуда карательного духа НКВД».

Предпринимательство, которое должно было стать основной движущей силой новой России, находится «в вассальной зависимости от чиновников». В докладе подчеркивается, что «номенклатура на всех этажах власти стала главным получателем, распорядителем и потребителем коррупционных доходов». «Единичные пиар-акции, связанные с антикоррупционной борьбой, воспринимать всерьез невозможно», – заявил «НИ» президент НАК Кирилл Кабанов. Он весьма скептически прокомментировал недавнее создание Совета по борьбе с коррупцией при президенте РФ. «Там собираются те же коррупционеры и ведут задушевные беседы о том, как им урезонить самих себя», – заметил г-н Кабанов. Глава фонда «Индем» Георгий Сатаров менее категоричен: «Создали, хорошо, мы согласны, делайте, – заметил он. – Только если вы говорите «А», то мы ждем от вас следующих звуков: «Б», «В» и так далее». Пока же, по его мнению, никаких плодов деятельности этого органа не наблюдается.

Михаил Краснов считает, что первым шагом на пути к выдавливанию взяточников из государственного аппарата могла бы стать ратификация Госдумой конвенции ООН по коррупции. «Там предельно конкретно прописано, что такое коррупция вообще и что ждет по закону ее инициаторов», – заявил г-н Краснов. Кроме того, он полагает, что необходимо добиваться реализации указа №810, изданного президентом Ельциным. Согласно этому документу ведомственное начальство обязано реагировать на публикации прессы, уличающие чиновников в нечистоплотности, и в течение двух недель отчитываться перед соответствующим СМИ о принятых мерах.

Пока же единственное, что предложила власть, – это вялотекущая административная реформа. В докладе утверждается, что реформа будет поверхностной, поскольку спокойствие и стабильность власти дороже всего. А коренные преобразования могут вызвать гнев бюрократии, являющейся ее оплотом.

Георгий Сатаров в качестве примера самого коррумпированного документа привел бюджет России. По закону «О Счетной палате» она обязана осуществлять надзор за его исполнением. «На деле, – говорит г-н Сатаров, – Госдума каждый год блокирует прохождение закона, закрепляющего за Счетной палатой такое право».

"