Posted 2 декабря 2015,, 21:00

Published 2 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:13

Updated 8 марта, 03:13

Четыре оттенка серого

Четыре оттенка серого

2 декабря 2015, 21:00
Российский парламент преодолел последний символический рубеж. Четыре года прошло со дня прошлых выборов в Госдуму, состоявшихся 4 декабря 2011-го. До новых осталось всего девять месяцев. Действующий созыв нижней палаты за время своей работы удостаивался многих нелестных эпитетов, самыми политкорректными из которых, пож

Из всех федеральных исполнительных и законодательных органов власти Госдума пользуется самым низким уровнем поддержки россиян. Согласно последнему исследованию «Левада-Центра», доверяют ей менее половины граждан (40%). У порой подвергающегося критике депутатов правительства рейтинг и то выше – 45%, не говоря уже об институте президентства (80%). И даже Совет Федерации вызывает у избирателей, которые не имеют возможности избирать сенаторов, меньше отрицательных эмоций. Некоторые склонны видеть причину сформировавшегося негативного имиджа в пресловутом «соглашательстве».

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев называет нынешний состав Госдумы «сервильным», однако отмечает, что и в нем достаточно достойных и грамотных депутатов. При желании государственная пропаганда могла бы легко повысить рейтинг доверия населения к этому органу представительной власти, но, судя по всему, такой задачи не ставится, делает вывод эксперт. Согласно главенствующему подходу, Дума должна находиться «под зонтиком» высшей исполнительной власти и не усиливаться в противовес правительству. «Это заранее запрограммировано, и никто по этому поводу не переживает. В этой постановке каждый играет свою роль», – сказал г-н Калачев в комментарии «НИ».

Экс-депутат Геннадий Гудков, лишенный мандата, по его словам, в результате «внесудебной расправы», заявил «НИ», что нынешний, шестой созыв Госдумы, принципиально отличается от всех предыдущих. Помимо того что, по словам оппозиционера, никогда еще не принималось столько «репрессивных и бессмысленных» законов, в последнее время идейные разногласия между парламентским большинством и меньшинством дошли до серьезных личных конфликтов. «Впервые депутаты не подают друг другу руки», – сожалеет г-н Гудков. По мнению политика, фракции фактически слились в одну, а на всю палату осталось лишь пара десятков самостоятельно мыслящих людей.

Депутаты от разных парламентских партий действительно в последнее время демонстрируют единение по многим вопросам, и в первую очередь по внешнеполитическим. Что касается внутренних дел, то тут оппозиционность трех фракций – КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» – вроде бы не выветрилась. Во всяком случае визуально: они все так же критикуют социально-экономический курс власти и третируют министров. Но и в этом они между собой схожи, порой бывает сложно отличить позицию коммуниста от, например, либерал-демократа.

После присоединения Крыма проявился кризис идентичности существующих парламентских партий, говорит «НИ» гендиректор аналитического центра PolitGeneration Ярослав Игнатовский. «В случае соглашательской с властью позиции они не смогут рассчитывать на высокий результат, так как их базовый электорат стареет вслед за их лидерами. Вместе с этим праймериз «Единой России» помогут привлечь в их ряды новые лица. Если КПРФ в целом все же может спать спокойно, то вопрос дальнейшей выживаемости ЛДПР и «Справедливой России» будет решаться на предстоящих выборах», – полагает эксперт.

Тем не менее, по прогнозу главы ЦИК Владимира Чурова, выборы в сентябре станут «самой яркой и конкурентной избирательной кампанией за последние десять лет». Помочь «добавить огня» должно возвращение одномандатных округов и увеличение количества партий.

Со времени последней кампании в законодательстве произошли также изменения, которые позволили получать упрощенную регистрацию не только парламентским партиям, но и тем, которые имеют свои фракции хотя бы в одном регионе. Полгода назад в СМИ просачивалась информация, что данная норма будет ужесточена, однако этого все же не случилось. Таким образом, льготу, позволяющую не собирать подписи избирателей, на предстоящих выборах должны получить 14 партий: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко», «Патриоты России», «Правое дело», РПР-ПАРНАС, «Гражданская платформа», «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Родина», «Гражданская сила» и «Зеленые».

Однако социологи фиксируют рейтинги выше проходного пятипроцентного барьера только у единороссов, коммунистов и ЛДПР. На «подходе» с 4% находятся справороссы. Все остальные, если верить исследованию «Левада-Центра», пользуются поддержкой одного и менее одного процента электората.

Причина в том, что россияне не доверяют партийной системе, бренды никакого веса не имеют, считает политолог Константин Калачев. Вместе с тем он уверен, что даже партии второго эшелона способны стать первыми – все зависит от лидеров списков. Если во главе них вдруг окажутся известные и авторитетные личности, то они смогут пройти в Думу, не сомневается эксперт. Политика в России персонифицирована, указывает он.

Эксперт Комитета гражданских инициатив Аркадий Любарев тем временем опасается, что даже в случае, если одна политическая партия наберет в 2016 году существенно меньше половины голосов, она все равно сможет получить монопольный контроль над парламентом. Угроза исходит от возвращения одномандатных округов, в которых победу, как правило, одерживают обладающие административным ресурсом кандидаты. Так, во время последних пока в истории выборов в России по округам в 2003 году «Единая Россия» набрала по спискам 38%, но в итоге за счет одномандатников получила две трети всех мандатов. Чтобы такого искажения реальной воли избирателей не происходило, КГИ разработал свой проект реформы выборной системы, предусматривающий в том числе не одно-, а многомандатные округа. Однако даже сами авторы инициативы не надеются на ее реализацию в обозримом будущем.

Плюс ко всему, считает г-н Любарев, со времени прошлых выборов по смешанной системе произошло и несколько других изменений законодательства, которые способны отрицательно сказаться на реальной конкуренции. Это ужесточение требований к допустимому браку в подписных листах, отмена избирательного залога и выстраивание преград общественному контролю. Правда, последнюю проблему на днях Владимир Путин поручил решить первому замглавы Администрации президента Вячеславу Володину и главе ЦИКа Владимиру Чурову. Такое решение Владимир Путин принял по итогам встречи с членами Совета по правам человека.

Так или иначе опрошенные «НИ» эксперты сомневаются в том, что после сентября 2016 года новый состав Госдумы резко изменит курс, уже проложенный депутатами шестого созыва.

"