Posted 2 декабря 2003,, 21:00

Published 2 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Явка-индикатор

2 декабря 2003, 21:00
Накануне парламентских выборов, которые состоятся уже в это воскресенье, вопрос об электоральной активности наших граждан, проще говоря, о том, сколько из них придут на избирательные участки 7 декабря, становится решающим.

По словам председателя ЦИК России Александра Вешнякова, более высокая явка избирателей нужна прежде всего самим россиянам: чем она выше, тем более адекватно в Государственной думе будут представлены политические партии, выражающие основные интересы наших граждан. «Если кто-то не участвует в выборах, значит, он отдает право формировать власть другим, – говорит Вешняков, – а от того, какая будет власть, во многом будет зависеть жизнь каждого из нас следующие четыре года».

В 1999 году на думские выборы пришло 62% избирателей. Глава Центризбиркома считает эту цифру показателем относительной стабильности в обществе. С его точки зрения, 90–100-процентное голосование наводит мысль о тоталитарных тенденциях, в то время как очень низкая явка – скажем, процентов 10–20 – также является аномалией и говорит о практическом отсутствии связи между властью и населением.

В этом году на выборах депутатов Государственной думы ЦИК прогнозирует явку на уровне 60–65%. Мнения других расходятся. Так, последний массовый опрос фонда «Общественное мнение» фиксирует цифру 75%. А многие политологи и политтехнологи полагают, что отсутствие яркой предвыборной интриги и предопределенность результатов не позволят явке превысить 60%. Справедливость этого подтверждает опыт зарубежных стран, для большинства которых снижение явки стало за последние годы устойчивой тенденцией.

По данным Международного института за демократию и содействие выборам, за последние 50 лет число активных избирателей сократилось: в Швейцарии – на 39%, во Франции и Новой Зеландии – на 19%, в США – на 15%. А энергичнее всего голосуют в Италии, Дании, Греции и Испании (80–85%). В ряде стран, например, в Австралии, Бразилии, Бельгии, Эквадоре, принят закон об обязательном участии граждан в выборах. За отлынивание от избирательной урны по неуважительной причине на гражданина может быть наложен штраф, а в некоторых государствах предусмотрено даже тюремное заключение или, как в Аргентине, ограничение в гражданских правах.

Отечественный ЦИК не является сторонником принуждения к голосованию. «Подобная практика является частью политической культуры, а для России этот путь неприемлем, – говорит Вешняков. – Наш избиратель активно участвует в выборах, когда действительно есть выбор, когда к нему уважительно относятся и не обманывают». Кроме того, право «не голосовать» является столь же демократическим правом, как и право «голосовать». Главное – гарантировать гражданам возможность участия в избирательном процессе, а воспользуются они ею или нет – их личное дело.

На Западе для повышения явки проводятся эксперименты с новыми формами участия в выборах – голосованием по почте, Интернету или мобильному телефону. Так, в ходе выборов на местном уровне в Соединенных Штатах в последние годы проводились эксперименты с проведением голосования по почте. Польские избиратели в 2000 году выбирали представителей органов местной власти через Интернет. А в Англии на аналогичных выборах в этом году, помимо онлайнового, применялось мобильное голосование.

По оценкам российского ЦИК, внедрение в России голосования с помощью Интернета и мобильных телефонов возможно не раньше, чем через 5–7 лет. «Необходимо развивать новые безопасные технологии, которые гарантируют гражданину возможность голосования только лично и обеспечивают защиту информации», – полагает Вешняков. Так что будущее – за новыми технологиями. Передовой западный опыт может быть использован с поправкой на нашу совсем молодую демократию, национальные традиции и реальные возможности, которые, кстати, расширяются с каждым днем.

"