Posted 2 октября 2012,, 20:00

Published 2 октября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:28

Updated 8 марта, 05:28

Курс на оборону

2 октября 2012, 20:00
Вчера Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об обороне». Согласно документу, план обороны страны переходит из компетенции Минобороны к главе государства.

Согласно тексту документа, изменения коснутся законов «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Земельного кодекса РФ. Председатель думского комитета по обороне Владимир Комоедов заявил, что «предложенные изменения в действующее законодательство способствуют значительному укреплению обороноспособности и повышению безопасности государства».

Предложенные поправки также направлены на установление единой терминологии. Например, появится определение понятия «территориальная оборона». Если в Госдуме утвердят президентский законопроект, то к полномочиям главы государства отойдет утверждение положения о Генштабе Вооруженных сил РФ, а также разработка и утверждение плана обороны страны. На сегодняшний день это компетенция министра обороны.

Разделение функций между Министерством обороны и Генеральным штабом повышает роль последнего, уверен руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок. «Это увеличивает возможности самого Генерального штаба, – заявил «НИ» эксперт. – В таком случае Министерство обороны больше не будет вмешиваться в деятельность Генштаба, поскольку это не его функции. Я полагаю, что стоит создать отдельный законопроект, который бы разделил функции Министерства обороны и функции Генштаба».

В новых условиях Генштаб будет напрямую замкнут на Верховного главнокомандующего, что повысит оперативность, считает председатель Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. «Президент более гибко сможет использовать существующие военные механизмы в России для парирования угроз и выработки более быстрых и адекватных мер реагирования, – говорит собеседник «НИ». – Ситуация в целом обусловлена тем, что мы отчетливо понимаем наличие внешних угроз безопасности России. Все те базовые принципы, которые были заложены с 1945 года, разрушены. Также есть ощущение, что грядущие военные вызовы и угрозы для нас могут быть. в том числе. и фатальными. И в этой связи совершенствование законодательства об обороне и, в частности, расширение полномочий президента как Верховного главнокомандующего Вооруженными силами России представляется абсолютно правильным решением».

Совершенствование законодательства, по мнению г-на Коротченко, – очевидная вещь, особенно учитывая, что в 2014 году мы можем столкнуться с экспансией исламского экстремизма из Афганистана, когда страну покинут американские натовские войска. «Мы столкнемся с тем, что на наших южных границах может возникнуть реальная война, и, разумеется, мы должны быть к этому готовы», – подытожил эксперт.

То, что устраивает Генеральный штаб, – безобразие, уверена председатель региональной общественной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова. «Именно его усилиями разрушается сама армия, сами Вооруженные силы, и падает их авторитет в глазах общества, – пояснила собеседница «НИ». – Такая армия никому не нужна». По мнению правозащитницы, последствия подчинения Генштаба президенту могут оказаться гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. «Мы уже видим, во что вылилось прямое подчинение внутренних войск президенту, ничего хорошего из этого пока не вышло», – сказала г-жа Полякова, отметив, что население видит в армии, скорее, угрозу, чем защиту для призывников и общества.

В то же время к подвижкам в части реформирования армии Элла Полякова относится в целом положительно, но при этом добавляет, что в законе «Об обороне» до сих пор нет самого главного – норм, пресекающих беспредел и жестокость, которые творятся руками самих призывников. «И вообще надо отменять призыв, чтобы была реальная военная реформа, а не псевдореформа», – говорит г-жа Полякова.

Преступность в армии год от года растет, но, несмотря на это, власть упорно продолжает говорить о том, что необходимо ужесточать наказание для уклонистов. «Сколько мы сами себя будем загонять в угол?», – задается вопросом «солдатская мать» Элла Полякова.

"