Posted 2 июля 2013,, 20:00

Published 2 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

«Я, Эдвард Сноуден…»

«Я, Эдвард Сноуден…»

2 июля 2013, 20:00
Бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, раскрывший широкой публике секреты своей организации, передумал оставаться в России. Как сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, беглого американского шпиона не устроили условия, озвученные Владимиром Путиным. Напомним, что на форуме стран – экспортеров газа р

«Я, Эдвард Сноуден, гражданин Соединенных Штатов Америки, пишу просьбу об убежище в Республике Польше в связи с существующим риском преследований со стороны правительства Соединенных Штатов и его агентов в связи с моим решением сделать достоянием публики серьезные нарушения со стороны правительства Соединенных Штатов конституции этой страны, а конкретно четвертой и пятой поправки к ней, а также различных обязательств перед мировым сообществом, которые есть у моей страны». С этого длинного предложения начинается текст, который был передан факсом в посольство Республики Польши в Москве.

Далее автор послания сообщает, что «видные члены конгресса» называют его через СМИ предателем и требуют «посадить в тюрьму или казнить». Сноуден ссылается на уже существующий международный прецедент: предоставление политического убежища основателю сайта Wikkileaks Джулиану Ассанжу в посольстве Эквадора. «Мое дело также очень похоже на дело американского солдата Бредли Мэннинга, который опубликовал через Wikkileaks информацию о военных преступлениях, был арестован американским правительством и подвергся бесчеловечному обращению». Письмо подписано: «Эдвард Джозеф Сноуден. Москва. 30 июня 2013 года».

Пресс-секретарь польского МИДа Марчин Босацкий во вторник в беседе с польскими журналистами признал факт получения его ведомством обращения Сноудена, указав при этом, что заявление с просьбой о предоставлении статуса беженца оформлено, дескать, «не по правилам». Для того чтобы ходатайствовать об убежище в Польше, необходимо предоставить копию паспорта или любого другого действительного дорожного документа, фотографию и заполнить анкету с личными данными. По словам г-на Босацкого, «в этом факсе нет ни одной из этих трех вещей – в связи с чем мы не можем пока передавать данное заявление на рассмотрение главе польского Управления по делам иностранцев», в компетенции которого находятся все вопросы о предоставлении убежища. Примечательно, что, по словам Марчина Босацкого, главе консульского отдела посольства Польши в Москве поручено (также по факсу) отправить письмо в московский аэропорт «Шереметьево», где ныне находится Эдвард Сноуден, с просьбой, чтобы тот составил заявление «по форме». Тем не менее для того, чтобы его заявление было принято к рассмотрению, Сноуден должен находиться на территории Польши.

Еще раньше выступления г-на Босацкого министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский написал на своей странице в Twitter: «Нам поступило письмо, которое не отвечает формальным требованиям к заявлению на предоставление убежища. Но, даже если бы оно отвечало таким требованиям, я рекомендовал бы рассмотреть его отрицательно». Комментируя слова главы польского внешнеполитического ведомства, Босацкий указал, что положительное решение может быть принято единственно в том случае, если оно (предоставление статуса беженца) отвечает государственным интересам страны. Согласно статье 90 закона о предоставлении убежища иностранцам на территории Польши, оно может быть предоставлено в случаях, если это необходимо для обеспечения иностранному гражданину защиты или если за этим стоит важный интерес Польской республики. Естественно, что предоставление убежища Сноудену государственным интересам Польши не отвечает – хотя, по словам пресс-секретаря польского МИДа, ответной реакции на возможное предоставление статуса беженца Сноудену со стороны официального Вашингтона пока не поступало.

"