Posted 2 апреля 2007,, 20:00

Published 2 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:47

Updated 8 марта, 08:47

Молодежь уходит в подполье

2 апреля 2007, 20:00
Вчера лидер Авангарда красной молодежи Сергей Удальцов был допрошен в Главном следственном управлении при ГУВД Москвы по делу о серии взрывов в МГУ. В рамках этого дела в качестве свидетелей привлекались и нацболы. Оппозиционеры считают, что таким образом на них оказывается давление в преддверии «Марша несогласных», ко

Первый взрыв произошел в главном здании МГУ на Воробьевых горах в ноябре 2006 года, когда на третьем этаже сработала небольшая бомба. Обследуя помещения общежития, оперативники нашли еще одну бомбу – она было установлена в сантехнической шахте на девятом этаже здания. 14 января 2007 года взрыв прогремел в другом общежитии МГУ, которое находится на улице Шверника. Третий по счету взрыв прогремел 26 января опять в главном здании МГУ на лестничном пролете пожарного выхода между 15-м и 16-м этажами. Сразу после этого в аэропорту «Домодедово» были задержаны лидер АКМ Сергей Удальцов, его заместитель Александр Шалимов и двое членов НБП Сергей Аксенов и Павел Жеребин. Их вскоре отпустили, но при этом у выпускника химфака МГУ нацбола Павла Жеребина взяли тест на ДНК. В марте в ходе расследования столичная милиция обыскала квартиру одного из активистов НБП Михаила Шилина. Сотрудники правоохранительных органов искали там Павла Жеребина, но его в квартире не оказалось.

Вчера Сергей Удальцов сходил на допрос. «Следователь интересовался, где я находился в момент этих взрывов, какой у меня круг общения в МГУ, есть ли там активисты АКМ в МГУ, особенно на химическом и биологическом факультетах», – рассказал он «НИ». В завершение ему предложили сдать анализы крови и слюны на исследование ДНК. В АКМ связь активистов организации со взрывами считают абсурдной. «Мы никогда не практиковали такие методы, у нас сугубо мирные методы политической деятельности, – подчеркнул лидер организации. – Я это расцениваю как способ давления на меня лично и организацию, связанную с политической активностью. С участием в акциях объединенной оппозиции. Это некое предупреждение, что в случае продолжения такой активной деятельности, безусловно, из свидетеля можно превратиться в подозреваемого».

Вместе с тем правозащитники отмечают возросшее давление властей по отношению и к другим организациям левого толка. Отметим, что еще в прошлом году Росохранкультура запретила СМИ употреблять слова «НБП» и «национал-большевистская партия». Это объяснялось тем, что НБП не зарегистрирована как партия, а СМИ, которые употребляют в своих материалах такие слова, вводят читателей в заблуждение. В марте прокуратура Москвы, обратившись в суд, приостановила деятельность организации. До вынесения решения суда деятельность незарегистрированной НБП, по словам прокуроров, является приостановленной. Уже около месяца из-за массированной атаки хакеров не работает сайт НБП.

Между тем члены лево-радикальных организаций и раньше попадали в поле зрения правоохранителей по делам, связанным со взрывами. Так, несколько лет назад студент-химик, по совместительству член АКМ Игорь Федорович попытался взорвать бомбу у офиса Мосгортранса, выразив тем самым протест по поводу повышения цен на проезд. Впоследствии экспертиза признала его невменяемым. В марте 2001 года был задержан активист АКМ Александр Данилов, который был осужден за хранение взрывчатых веществ и направлен на принудительное лечение.

Заместитель директора информационно-аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова считает, что власть сама загоняет молодежь в подполье и это может привести к негативным последствиям. «Люди до этого не склонные к насилию при ярко выраженном политическом прессинге, вполне могут прийти к заключению, что насилие является чуть ли не лучшим способом сопротивления, – рассказала она «НИ». – Перекрывая выходы для мирного протеста, власть действительно своими руками создает себе проблему в виде людей, склонных к насилию. При невозможности выразить словами человек переходит к мордобою».

"