Posted 2 февраля 2004,, 21:00

Published 2 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

НЕ СЛУЖБА, А СПЛОШНОЕ СЧАСТЬЕ

НЕ СЛУЖБА, А СПЛОШНОЕ СЧАСТЬЕ

2 февраля 2004, 21:00
Сегодня в Москве пройдет российско-германская конференция, посвященная альтернативной службе. Стороны расскажут о том, что их беспокоит больше всего. Немцы озабочены тем, что с грядущей отменой воинской повинности у них некому будет работать в домах престарелых. А российское Министерство обороны опасается, что призывни

Встреча российских и немецких чиновников и правозащитников состоится в рамках программы «Петербургский диалог», инициированной Владимиром Путиным и канцлером ФРГ Герхардом Шредером, дабы дополнить официальные контакты «гражданскими». Участники нынешнего мероприятия обменяются опытом в решении вопроса, весьма острого для российских призывников, – организации прохождения альтернативной службы.

В Германии альтернативную службу впервые ввели в 1960 году. Тогда на нее отправились 340 призывников. В 2003 году альтернативную службу проходили уже 130 тыс. молодых немцев (при этом на обычной службе находились 133 тыс. человек). Альтернативщики в Германии служат 10 месяцев – на месяц дольше, чем в войсках. Не желающим носить военную форму достаточно за полгода до призыва отправить в федеральное ведомство по делам гражданской службы заявление об отказе служить с оружием в руках. Как правильно написать такое заявление, рассказывается в многочисленных пособиях, которые распространяют среди призывников немецкие пацифисты. Заявление рассматривается в отсутствие призывника. Случаи отказа очень редки, и их можно обжаловать в специальном административном суде по военным делам.

В социальной сфере Германии зарезервировано 180 тыс. рабочих мест для прохождения альтернативной службы. Альтернативщики, как правило, берут на себя уход за стариками, больными и инвалидами. Служба проходит либо в больнице, либо молодым людям поручается совершать ежедневный обход нескольких одиноких пенсионеров и помогать им по дому, делать уборку, ходить за покупками.

Конкретное рабочее место немецкий альтернативщик выбирает себе сам. Если ему приходится ехать в другой город, муниципалитет обязан обеспечить молодого человека жильем на время прохождения службы. Немцам позволено даже проходить альтернативную службу за границей, только расходы на проживание в этом случае несет сам призывник. По возвращении он предоставляет справку, что отработал положенный срок в социальном учреждении такого-то государства.

Сейчас в Германии на всех уровнях ведется дискуссия о переходе на профессиональную армию. Первые шаги уже сделаны – снижен верхний призывной возраст с 25 лет до 23, призыву сейчас не подлежат не только имеющие детей, а даже просто официально женатые немецкие парни. Срок службы в 2006 году запланировано сократить с 9 месяцев до 6, а количество профессиональных солдат увеличить с нынешних 102 тыс. до 195 тыс.

Главная проблема, с которой столкнулась Германия, – кем заменить альтернативщиков, когда призыв будет отменен. Ведь они на сегодняшний день составляют 56% всех занятых в социальной сфере по уходу за стариками и инвалидами. Некоторые политики высказываются за введение так называемого «социального года» – обязательной и для парней, и для девушек работы в социальной сфере. Противники «социального года» говорят, что государство «не имеет права вмешиваться в жизненные планы человека».

В России проблемы у альтернативщиков другие. Срок службы – 42 месяца, это в четыре с лишним раза больше, чем в Германии. Более того, закон придерживается экстерриториального принципа прохождения альтернативной службы и допускает направление альтернативщиков против их воли на гражданские должности в воинские части. Координатор коалиции «За демократическую АГС» Кирилл Шулика говорит, что Министерство обороны развернуло «жесточайшую борьбу за призывные ресурсы, которые оно боится потерять, если призывники начнут проходить альтернативную службу в других ведомствах». Причем если другие заинтересованные в альтернативщиках ведомства действуют открыто, через рабочую группу Минтруда по отработке механизма прохождения АГС, то «Минобороны – кулуарно, используя секретные походы к руководителям государства, и больше ни с кем не работает».

Бывший депутат Госдумы и член совета коалиции «За демократическую АГС» Александр Баранников убежден, что российский закон об АГС будет изменен уже в следующем году. Причем бывший депутат возлагает надежды не на Думу, а на то, что «отвратительная практика применения этого закона» убедит правительство в «нежизнеспособности нынешней модели прохождения АГС» и вынудит «пойти на его изменение».

"