Posted 1 декабря 2004,, 21:00

Published 1 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

«Особо жестокое насилие»

«Особо жестокое насилие»

1 декабря 2004, 21:00
Вчера Госдума большинством голосов отклонила в первом чтении поправки в закон «О СМИ», предполагавшие запрет на показ сцен насилия на телевидении с 8 утра до 10 вечера. Впрочем, на Охотном Ряду лежат еще 60 поправок в многострадальный закон. А разработчики нового закона «О противодействии терроризму» во главе с Борисом

Сакраментальная фраза «Секс и насилие царят на их телеэкранах» досталась нам в наследство с советских времен. И, конечно, она относилась исключительно к телепрограммам по ту сторону «железного занавеса». Увы, но отечественный эфир тоже давно потерял былую социалистическую стерильность. Госдумы всех четырех созывов, будь они либеральными, коммунистическими или центристскими, нет-нет, да и поднимали проблему пропаганды насилия в демонстрируемых на ТВ фильмах. Но бурная законотворческая деятельность не принесла никаких результатов. Нынешняя полуторапартийная Дума не стала исключением. Вот только характер поправок в закон о СМИ с учетом непрекращающихся терактов несколько изменился. Теперь депутаты, так и не справившись с жестоким художественным вымыслом, решили исправить не менее кровавую действительность. Но так как остановить волну терроризма им пока не под силу, то корректировке подвергаются журналисты информационных СМИ.

Напомним, что «Новые Известия» уже писали о законодательной инициативе депутата Чуева. Народный избранник предлагает ограничить на телевидении с 8 до 22 часов показ художественных фильмов, содержащих сцены насилия. «Даже если в ходе борьбы добра со злом совершаются массовые убийства и насилия, такой фильм все равно калечит человеческие души, ибо превращает убийство из преступления в «проходной» эпизод», – сообщает в пояснительной записке депутат Чуев. От художественного вымысла он тут же переходит к реальности и сетует на то, что «насилие, преступления и катастрофы становятся излюбленной темой новостных передач». При этом, по мнению г-на Чуева, повседневная жизнь страны освещается «крайне скудно». «Из теленовостей практически невозможно узнать об успехах или проблемах отдельных отраслей нашей промышленности или темпах сбора урожая», – жалуется депутат. Чтобы освободить эфирное время для репортажей о зерновых и надоях, автор поправок предлагает запретить показ трупов и сцен насилия над людьми. Учитывая сегодняшние реалии, в первую очередь под цензуру попадут сообщения о последствиях терактов.

Справедливости ради стоит отметить, что коллеги г-на Чуева не спешат поддержать его начинание. Рассмотрение его поправок уже переносилось с одного заседания Думы на другое. Вчера уже под занавес заседания Дума большинством голосов отклонила в первом чтении поправки депутата Чуева. Председатель комитета ГД по информационной политике Валерий Комиссаров дал отрицательную оценку законопроекту, заявив, что в нем недостаточно четко прописано определение понятия «насилие».

Впрочем, скоро надобность в таких поправках в закон о СМИ может отпасть. На днях в Госдуму поступил проект закона о противодействии терроризму, предложенный группой «единороссов» во главе с самим спикером Борисом Грызловым. А ведь не так уж часто Борис Вячеславович радует своих избирателей личными законодательными инициативами. Законопроект закрепляет множество, безусловно, необходимых в борьбе с терроризмом положений. В частности, он дает определение терроризму, как явлению политическому. Наконец-то назначает структуру ответственную за борьбу с ним – ФСБ. А то ведь у нас с этим злом борются все, и в результате никто. Законопроект легализует в борьбе против террористов применение боевой техники армии и флота, а также вводит понятие «режима террористической опасности», ограничивающего некоторые права граждан на отдельных территориях. Правда, ввести этот режим своим распоряжением может руководитель контртеррористической операции. Сделать он это может, даже если информацию о готовящемся теракте невозможно проверить. То есть практически в любой момент и в любой точке РФ: хочешь на Камчатке, где срывается отопительный сезон, а хочешь у стен Кремля накануне митинга оппозиции.

Не обошли высокопоставленные авторы законопроекта и столь любимую думцами тему СМИ. В документе четко обозначено, что при проведении контртеррористической операции информирование общественности о теракте осуществляется только «в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба». При освещении теракта кроме раскрытия профессиональных тайн спецслужб запрещается распространять данные не только о сценах «особо жестокого насилия», но и о самих фактах таких ужасов.

Вообще в законопроекте слово «запрещается» встречается довольно часто. Так, работникам СМИ запрещается: пересекать границу зоны проведения операции без разрешения ее руководителя, получать информацию от ее участников, нарушая установленный порядок предоставления сведений, скрывать от лиц, проводящих операцию аудио- видео- и фотосъемки, а также «документирование информации или событий иными способами». То есть достал ручку и блокнот – доложи начальству! Правда, словосочетание «имеет право» в законопроекте г-на Грызлова сотоварищи тоже встречается. Например, руководитель контртеррористической операции имеет право запретить доступ работников СМИ в зону проведения операции.

После прочтения законопроекта становится ясно, что его авторы если и не считают журналистов террористами, то их пособниками уж точно. А ведь столько слов было сказано о сотрудничестве властей и СМИ. Однако в законопроекте нет ни строчки о том, что руководитель штаба обязан предоставить работникам СМИ хоть какую-то информацию. А ведь действующий федеральный закон «О СМИ» закрепляет за чиновниками такую обязанность. Видимо, у журналистов свой закон, а у спецслужб свой. Кстати, в Конституции в 4-м пункте 2-й статьи говорится, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». То есть не только журналист, но и любой законопослушный гражданин РФ. А следующий пункт запрещает цензуру. Впрочем, кто сегодня читает Конституцию…



КАК ОГРАНИЧИВАЮТ И НЕ ОГРАНИЧИВАЮТ СМИ

США

Телевизионщики по собственной воле исключили демонстрацию изуродованных трупов во время терактов 11 сентября в Нью-Йорке, а также в ходе освещения военных операций в Афганистане и Ираке. А спецслужбы США объявили, что для более успешной борьбы с террором они не могут более гарантировать журналистам доступ к информации, более того, не исключают, что информация, которая будет передана прессе, не будет носить дезинформационный характер. Советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс периодически звонит руководителям крупнейших телекомпаний США, рекомендуя им более позитивно освещать действия администрации в Ираке.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В 1988 году по настоянию тогдашнего британского премьера Маргарет Тэтчер был введен запрет на трансляцию по радио и телевидению голосов террористов. В результате телевизионщики были вынуждены на изображение террористов накладывать голос диктора или актера. В 1994 году это ограничение отменено. В то же время в своде правил по телепрограммам 1998 года говорится, что телевидение не должно создавать впечатления попустительства преступной деятельности.

ГЕРМАНИЯ

С 70-х годов в ФРГ действует закон, запрещающий публиковать в СМИ материалы, которые могут поощрить читателей к действиям, способным создать угрозу стабильности государства.

ТУРЦИЯ

До недавнего времени там было запрещено сообщать не только о военных операциях турецкой армии против курдских повстанцев, но и о самом существовании курдов как народа.

ИЗРАИЛЬ

В инструкции МИД Израиля, выпущенной после очередного теракта в 2003 году, говорится: «Следует обеспечить постоянное и непрерывное поступление оперативной информации для журналистов и препятствовать дезинформации, распространяемой в СМИ палестинскими пропагандистами. Очень важно, чтобы журналисты были обеспечены необходимыми фотографиями, а также материалами с изложениями свидетельств жертв террора».

"