Posted 1 ноября 2004,, 21:00

Published 1 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

«Отмены призыва не будет»

«Отмены призыва не будет»

1 ноября 2004, 21:00
Военная реформа в России начиналась обещаниями перейти на профессиональную армию, а заканчивается угрозой отмены отсрочек. Председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин не исключает, что в скором времени в армию пойдут и студенты, и другие категории граждан, пока еще пользующиеся отсрочками от военной службы

– Виктор Михайлович, обоснованы ли опасения, что с 2008 года студенты пойдут служить, потому что из-за сокращения срока службы с двух лет до года армии потребуется вдвое больше призывников?

– Что касается студентов – сегодня так категорично вопрос не стоит. Но пересмотр оснований для отсрочек от призыва назрел. Законом и указами президента предусмотрено более 30 отсрочек. Ими, помимо студентов, пользуется огромное количество граждан – сотрудники силовых ведомств, таможенники, налоговики, сельские педагоги и врачи, священнослужители и работники более 400 государственных организаций. А по поводу студентов у нас уже был опыт, когда они призывались и проходили службу по своей специальности – в Космических войсках, Ракетных войсках стратегического назначения, Военно-морском флоте. Сейчас мы ведем по этому поводу дискуссию с Mинобразования. Конституционная обязанность граждан проходить военную службу должна выполняться всеми гражданами Российской Федерации. Из этого правила могут быть исключения. Но сегодня, наоборот, исполнение воинской обязанности является исключением.

– В криминологии существует правило: если закон не исполняет малая часть общества, надо этих людей принуждать. Но если исполнение закона является исключением, надо менять закон.

– Профессиональная армия – это очень большие экономические затраты. Перевод одного соединения на контрактный принцип комплектования обходится в миллиарды рублей. Мы также не можем забывать о резерве. Какой мобилизационный ресурс у нас будет, если нет призыва? Поэтому отмена призыва на повестке не стоит. Мы не Бельгия и не Голландия, у нас совершенно иные границы. К тому же у контрактников совсем другая мотивация, они идут в армию зарабатывать деньги.

– А призывников ловит милиция и пугают дисбатом.

– Да, эти проблемы существуют. Потому что у военной службы не та привлекательность, какая должна быть. Вот если в войска будет идти контингент не с диагнозами дистрофия и наркомания и образованием в четыре класса, тогда все будет иначе. Мы меняем службу, повышаем ее привлекательность. Так, со следующего года ни один военнослужащий по призыву не будет служить в «горячих точках». Только контрактники.

– А как же недавно принятый закон, по которому армию разрешено использовать в контртеррористических операциях?

– У нас были случаи, когда в нашу страну проникали иностранные террористы из-за границы, и спецслужбы, как бы они ни были хорошо подготовлены, оказывались не в состоянии справиться с ними. Закон касается применения Вооруженных сил для ликвидации террористической угрозы извне. И мы ввели военнослужащих в нормальное правовое поле, чтобы командиров частей потом не вызывали к прокурору и не спрашивали, на каком основании они отдавали приказы.

– Если от призыва нельзя отказаться из-за подготовки мобилизационного резерва, почему этот резерв нельзя готовить, как в Швеции? Служба 4 месяца, солдат живет дома и ходит на службу с восьми до пяти. И дедовщину сразу победим, и уклонистов от такой службы не будет…

– Мы не можем допустить, чтобы военная служба превратилась в пионерский лагерь. К тому же надо учитывать плотность населения – за Уралом у нас проживают всего лишь 13% населения страны. Нельзя оставить эти территории незащищенными.

– Правозащитники жалуются, что в тюрьму им попасть проще, чем в казарму. Почему нельзя принять закон, чтобы, к примеру, солдатские матери в любой момент могли прийти и посмотреть, что происходит с солдатами?

– На закрытые объекты и депутат не может пройти без специального допуска.

А в воинских частях проводятся дни открытых дверей. Мы за то, чтобы армия была подконтрольной обществу. Но там есть секреты. Это надо учитывать и не превращать армию в гражданское учреждение.

– Телевизионные Хрюн и Степан шутили, что если американскую армию боится весь мир, то российскую – только призывники и их родители. Это навсегда?

– Хрюн и Степан шутят на уровне своего менталитета. А негативный образ Российской армии, которым пугают призывников и их родителей, сформировали средства массовой информации. Вместо того чтобы воспитывать молодое поколение в духе патриотизма и служения Отечеству, они огульно ругают Вооруженные силы. Между тем многое в армии сейчас меняется к лучшему. Вовремя выплачивается денежное довольствие, нет проблем с обеспечением военнослужащих обмундированием, улучшается питание солдат. На повестке дня решение жилищной проблемы. И когда офицера обеспечат жильем и он не будет думать о том, где ему подработать, чтобы прокормить семью, он отдаст все силы службе. Не надо открещиваться от нашей гордости – Вооруженных сил. Не зря говорят, что у России есть только два союзника – ее армия и флот.



КОММЕНТАРИИ

Владимир СЛИПЧЕНКО, доктор военных наук:

– Когда видишь по телевизору военные учения, маневры с танками, стрельбой из пушек, невольно улыбаешься. Потому что это никому не нужное мероприятие по подготовке к прошлой войне, которой на территории России никогда не будет. По земле к нам враг больше не придет. Театром военных действий в будущей войне станет воздушно-космическое пространство. Вместо солдат будет воевать высокоточное оружие – боевые системы, которые заменят целые группировки войск. В идеале Россия может выйти на уровень дистанционных бесконтактных войн уже к 2015 году. Тогда не только не будет нужен призыв в армию, даже солдат-контрактников в армии станет в десятки раз меньше, потому что они будут нужны только для охраны объектов. А танки, артиллерия и фронтовая авиация – это оружие прошлых контактных войн. Опыт войны НАТО с Югославией показал, что такая армия даже не является объектом поражения в современной войне. Высокоточное оружие очень дорогое, и его используют для уничтожения экономики и военной инфраструктуры. Бессмысленно тратить его на то, что не представляет угрозы. Сейчас мы ловим призывников, снимаем их с учебы, но все это лишь имитация обороноспособности страны в переходный период, потому что, если отменить призыв, ничего кроме ядерного оружия у нас не останется. Но никакой пользы армии, кроме как поработать метлой и лопатой, призывники не принесут.

Валентина МЕЛЬНИКОВА, председатель Союза комитетов солдатских матерей:

– Отсрочки от призыва обусловлены не только законом о воинской обязанности и военной службе. Они обусловлены всем российским законодательством: и Семейным кодексом, и законом о пенсиях, и законом об образовании. Так, на взрослых детей возлагается обязанность по уходу за престарелыми и больными родителями, на родителей – обязанность по уходу за маленькими детьми. И обязанности перед родственниками не менее важны, чем воинская обязанность. А отсрочки по учебе отражают потребность страны в специалистах с высшим образованием. К тому же если отменить отсрочку для студентов, то возникнет дискриминация по половому признаку. Получится, что девочки могут учиться в любое время, а мальчики только после армии. Это прямой повод для обращения в Конституционный суд. К тому же российские законы не препятствуют призыву студентов уже после окончания институтов. Так зачем сдергивать парня со второго курса и думать, что из него получится особо одаренный солдат?


Министр обороны Сергей ИВАНОВ об отказе от призыва

2001 г.: «Рассчитывать, что достичь этой цели можно быстро, не приходится. Министерством обороны принято решение, что мы представим президенту конкретные планы по переходу на полностью профессиональную армию в 2004 году».

2004 г.: «Никто задачи по переходу полностью на контрактную систему комплектования армии и флота не ставил и ставить не собирается».

"