Posted 31 июля 2007,, 20:00

Published 31 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:25

Updated 8 марта, 08:25

Олимпийский субъект

Олимпийский субъект

31 июля 2007, 20:00
Олимпийский субъект

Строительство олимпийских объектов в Сочи еще толком не началось, а уже появился олимпийский субъект. Это Абхазия. Она вызвалась помочь России в проведении зимних Игр-2014. На официальном сайте президента непризнанной республики появилась информация, что Абхазия осуществит два проекта по добыче щебня, который будет использован при строительстве олимпийских объектов в Сочи. Стоимость проектов – 10 миллионов долларов. Кроме того, абхазский город Гагра примет на себя значительную часть туристического потока в регионе. А еще она будет поставлять в Сочи строительные материалы – стекольный песок, цемент, гранит… Но и этим дело не ограничится. Министерство экономики Абхазии завершает разработку инвестиционных проектов, направленных на развитие местных курортов. Речь идет о строительстве рекреационного комплекса на мысе Пицунда. «Подготовка Сочи к Олимпиаде, – возвещает президентский сайт, – станет дополнительным импульсом для экономического роста в Абхазии».

Что-то я не понимаю. Между Россией и Грузией достигнуто соглашение об экономическом сотрудничестве в рамках подготовки к зимней Олимпиаде-2014? Будь оно так, с телеэкранов обеих стран весь день не сходила бы картинка: вот премьер-министры подписывают официальные документы, вот они, сияя улыбками, обмениваются дружеским рукопожатием. А за кадром звучит: «Сделан очередной шаг к нормализации отношений, укреплению связей между Россией и Грузией». И в этом репортаже Абхазии надлежало бы фигурировать в качестве одного из грузинских регионов, перед которым благодаря его близости к Сочи вдруг открылась захватывающая перспектива. Но нет. Никаких документов о включении Абхазии в олимпийскую зону Россия и Грузия не подписывали. Москва и Сухуми просто поставили грузинское руководство перед фактом.

К Сергею Багапшу, президенту Абхазии, вопросов нет. Он ведет себя так, как только и может вести себя глава непризнанной республики. Но готовность России возводить олимпийские объекты на территории другого государства вызывает недоумение. Его могла бы развеять Москва, официально заверив, что без согласования с грузинским руководством она тут и шагу не сделает. Но российский вице-премьер Александр Жуков просто проинформировал прессу, что Абхазия станет одним из поставщиков строительных материалов для Сочи. По его словам, в республике могут быть построены цементные заводы, откуда пойдут прямые поставки на стройплощадки олимпийской деревни.

Нужен цемент? Его можно возить из Новороссийска, где несколько крупных цементных заводов. Нет, почему-то требуется цемент только абхазского производства, пока даже не существующего. В общем, в этом строительном растворе ощутима изрядная примесь политики. Кажется, Россия еще раз дает понять, что считает Абхазию чем-то вроде своей провинции, чуть ли не еще одним субъектом Федерации.

Намерение Москвы присовокупить Пицунду и Гагру к Красной Поляне, грузинским властям, разумеется, не понравилось и понравиться не могло. «Я бы призвал российских коллег не использовать подготовку к Олимпиаде в Сочи как повод для осложнения российско-грузинских отношений, – заявил председатель комитета по внешним связям парламента Грузии Константин Габашвили. – Инвестировать можно, но делать это следует не через голову Тбилиси. Необходимо все согласовать с правительством Грузии, территориальную целостность которой Россия официально признает. Инвестиции в Абхазию, не согласованные с грузинским руководством, являются прямой политической подоплекой для углубления конфликта и вредят российско-грузинским отношениям».

Что вредят – это точно. Особенно после того, как в этих отношениях наметился некий прогресс. На Экономическом форуме в Санкт-Петербурге Владимир Путин и Михаил Саакашвили договорились поручить министерствам иностранных дел обеих стран совместную работу, направленную на стабилизацию двусторонних отношений. Затем, как было сказано, последует и снятие ограничений на развитие торгово-экономических связей. Грузинский лидер остался доволен встречей, заявил, что Грузия всегда «не только готова, но и обязана вести плодотворный диалог с Россией». Короче, ослабление напряженности наблюдалось. И самое главное – появилось условие для сближения. Условие базовое, безоговорочно принятое обеими сторонами. Его обозначил Саакашвили, сказав, что дружеские отношения должны строиться, помимо учета взаимных интересов, еще и на соблюдении принципа территориальной целостности. Путин тотчас же согласился с грузинским коллегой: «Мы всегда исходили из необходимости соблюдать основополагающий принцип территориальной целостности государства. К сожалению, предпринимаются попытки размыть эти основополагающие принципы».

Представился случай доказать, что Москва подобным размыванием не занимается. Для этого требуется всего лишь договориться с Тбилиси об официальном включении Абхазии в российское «предолимпийское движение».

Автор – публицист, политический обозреватель «Российской газеты»

"