Posted 29 февраля 2004,, 21:00

Published 29 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Третий срок

29 февраля 2004, 21:00
В Рязанской области близится очередная «весна тревоги нашей» – губернаторская кампания, которая в нынешнем году к тому же совпадет с выборами президента страны. Но если в исходе последних как будто не сомневается никто, то на местном уровне, как во многих подобных случаях, основная интрига разыгрывается вокруг вопроса

Глава областной администрации Вячеслав Любимов рассчитывает сохранить свой пост на третий срок. Однако такой сильной конкуренции, как сейчас, у него прежде не бывало: среди соперников и депутат Госдумы от «Единой России» Игорь Морозов, и бывший главком ВДВ Георгий Шпак, и мэр Рязани Павел Маматов.

В первый раз было куда проще: в 1996 году действующий губернатор пришел к власти в полном согласии с тогдашним региональным поветрием, на волне яростной критики «антинародного режима», сменив назначенного Ельциным предшественника. Кандидатуру мятежного депутата бывшего Верховного совета, не подчинившегося в 1993-м президентскому указу о роспуске, поддержали оппозиционные объединения – «Трудовая Россия» и Народно-патриотический союз. Как во многих других местах, слабый федеральный центр ничего этому противопоставить не смог, и область прочно вписалась в «красный пояс»

Но прошли четыре года – для Рязанской области, надо сказать, ни шатко ни валко, – и губернатор, уловив серьезные перемены в верхах, принялся менять собственную линию поведения. Говорят, в ту пору, объезжая районы, он заходил в местные администрации, к руководителям предприятий и бизнесменам и всюду в подходящий момент заводил одинаковый разговор: дескать, давайте жить дружно, вы же видите, я-то не вмешивался ни во что и никому не мешал, а вот, если новый придет, неприятностей не избежать... Тут напрашивается сама собой многозначительная параллель: выходит, весь этот срок принципиальный оппозиционер федеральной власти старался вести себя точно так же, как она сама – в отношениях с регионами?

Избиратели снова вняли этим «усовершенствованным» аргументам, и что же видим теперь, по прошествии очередного губернаторского четырехлетия (правда, урезанного без малого на год, очевидно, в целях «экономии средств», благо новый закон позволяет такие допуски). Теперь Любимов вовсю шагает в ногу с федеральным центром, воздвигая популярные нынче вертикали. Правда, как именно они строятся и на что опираются, понять уже не так легко.

В советское время, до того как устроиться на освобожденную партийную работу, Вячеслав Любимов сменил не одну рабочую специальность. Самый высокий пост, который он когда-либо занимал в КПСС, – первый секретарь райкома в Рязанской области. Образование, если не считать Горьковскую ВПШ, – заочное сельскохозяйственное, успешно завершенное в возрасте 38 лет. Соответственно, вопросами продовольствия он занимался и в «хасбулатовском» парламенте, и в Совете Федерации первого созыва, а затем подыскал себе место аудитора Счетной палаты невзирая на отсутствие профессиональной подготовки. Одним словом, не какой-нибудь там кабинетный мыслитель в розовых очках, напрочь оторванный от жизни простых людей с ее заботами, а самый настоящий практик с мозолистыми руками.

Однако как раз благополучию большинства людей в Рязанской области эти губернаторские навыки за все годы отчего-то совсем не помогли. До поры до времени, пока удобно было кивать на происки Ельцина с Гайдаром и Чубайсом, всеобщее убожество даже работало в какой-то степени на имидж Любимова. Но теперь приходится искать иные пути и что-то делать для самосохранения.

«Что делать?» – этим извечным вопросом мучительно задавался, по словам очевидцев, эмиссар компартии в ранге кандидата в члены политбюро бывшего ЦК КПСС Владимир Долгих, как-то побывавший в области. Ибо ни широкой социально-экономической, ни даже сколько-нибудь внятной предвыборной программы у «красного» губернатора в ходе их беседы не обнаружилось. В общем, «достал» он даже родную партию, только вот ей в нынешнем положении выбирать особенно не из кого.

А вот что говорят об этом в кругу рязанских предпринимателей.

«Так называемое взаимодействие наших властей и нашего бизнеса – это, коротко говоря, обычные взаимоотношения серости с любым успешным делом, с любыми незаурядными достижениями. Причем серость эта крайне агрессивна и стремится подогнать под свои мерки все, что переросло ее уровень. Буквально любой, кто вдруг оказался неугодным, тут же попадает под пресс; в лучшем случае человека просто превращают в «пустое место», в худшем возможны и еще более негативные последствия, вплоть до отсидки в СИЗО. За восемь лет возникла слаженная система, которая занимается только тем, что выполняет команду «фас». Это становится способом существования. Естественно, сторонние инвесторы в такую среду никак не впишутся, да и вообще для них это все выглядит как террариум в зоопарке. Что-то вроде тоталитарного режима, вот только та планка, с которой распоряжения спускаются вниз, уж очень низка. Какие там программы, если в сложившейся ситуации ни о какой осмысленной стратегии развития не может быть речи, соответственно нет и приоритетов. В Москве сейчас модны разговоры о социальной ответственности бизнеса, и нам это тоже предъявляют вовсю. Мы и не отказываемся, но не приветствуем двойные стандарты. Ведь что у администрации – так же, как любой человек, не уверенный в своих способностях, старается компенсировать это неудобство внешними атрибутами достоинства, так и тут: целый парк дорогих машин, несколько роскошных резиденций, построенных одна за другой, московские представительства и прочий «шик-блеск». А обязательства перед обществом буквально по всем направлениям – от дорожного строительства до детского фонда – не выполняются. И конца этому не видно...».

Во мнениях о том, кто лучше справился бы с управлением областью, собеседники разошлись: у каждого из претендентов они находили свои достоинства. Но очевидно одно: повсюду в России приход новых людей во власть становится выгоден нарождающейся генерации предпринимателей, умеющих находить оптимальные пропорции между личной выгодой и благополучием города, региона, страны. «Старые» люди неопределенной политической расцветки здесь не подмога.

"