Posted 29 сентября 2003,, 20:00

Published 29 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Бог велел делиться

Бог велел делиться

29 сентября 2003, 20:00
Глава Минэкономразвития Герман Греф вчера в очередной раз огорчил нефтяников. Министр заявил, что компании, экспортирующие природные ресурсы, вполне могут платить в бюджет дополнительные налоги на сумму 1,5–2 млрд. долларов в год. Правда, Греф считает, что реформу по изъятию ренты необходимо провести так, чтобы платили

Споры об изъятии природной ренты – сверхприбылей, которые получают нефтяные и газовые компании, – идут уже давно. Еще два-три года назад подобные идеи считались «рецидивом коммунизма» и призывом «все отнять и поделить». Вчера же о возможности увеличения налогового бремени на нефтяников и газовиков заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф, выступавший на конференции «Курс на качество». По его словам, пришла пора «поставить точку». Предприятия, экспортирующие природные ресурсы, получают сейчас огромные доходы, благодаря высоким мировым ценам на нефть и газ. Так что они вполне могут поделиться излишками с государством.

Чтобы не быть голословным, глава Минэкономразвития тут же привел цифры. По расчетам экспертов министерства, речь может идти о получении бюджетом дополнительных доходов от нефтегазовой отрасли на сумму 1,5–2 млрд. долларов. При этом львиную долю должны уплатить крупные нефтяные компании, у которых налоговые изъятия могут составить 5–6 млрд. долларов. От предприятий, «находящихся на грани рентабельности», таких жертв никто требовать не будет, подчеркнул министр.

Однако пока все заявления Германа Грефа о дифференцированном подходе к нефтяным предприятиям пока не более чем мечта. Дело в том, что на сегодняшний день в России установлена «плоская» шкала налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как отметила в интервью «Новым Известиям» гендиректор «Ассонефти» Елена Корзун, на этом настояли в прошлом году представители НК ЮКОС и «Сибнефти». А теперь свое слово пытаются сказать «мелкие» компании в лице «Татнефти» и «Башнефти», которые действительно находятся на «грани рентабельности». Хватит ли у правительства решимости пойти им навстречу и «обидеть» крупные нефтяные предприятия, пока не ясно.

Не ясно, впрочем, и другое. Как подчеркнул в интервью «НИ» аналитик инвестиционной компании «Проспект» Владислав Тропко, введение дифференцированной ставки НДПИ вполне может оказаться контрпродуктивной мерой для российской экономики. По словам эксперта, далеко не факт, что бюджет действительно получит дополнительные 1,5–2 млрд. долларов в результате изъятия ренты у нефте- и газодобывающих компаний. Зато почти наверняка после введения дифференцированной шкалы налога будет зафиксирован очередной всплеск коррупции среди чиновников, которые будут определять конкретные ставки налога. К ним выстроится целая очередь из нефтяников и газовиков, многие из которых захотят получить более низкий налог при помощи элементарной взятки. И выйдет, что предприятия одной из наиболее прибыльных отраслей промышленности будут делиться «сверхдоходами» не с государством, а с конкретными чиновниками. Что вряд ли повлечет за собой процветание национальной экономики, ради которого и затевается сейчас реформа по изъятию природной ренты.

"