Posted 29 июня 2004,, 20:00

Published 29 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Отхожее место

Отхожее место

29 июня 2004, 20:00
Вчера Владимир Путин встретился с главой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммедом Эль-Барадея, который накануне обсуждал с российскими высокопоставленными чиновниками проект создания в нашей стране первого международного хранилища для отработанного ядерного топлива (ОЯТ) со всего мира. Идея устр

В России пока нет вместительных хранилищ для ОЯТ. Были бы – их давно бы уже заполнили, благо нужный для этого закон уже два года как действует. Суммарная вместимость двух действующих резервуаров (в Челябинской области и Красноярском крае) составляет около 15 тыс. тонн, а мировой запас ОЯТ – около 200 тыс., к которым ежегодно прибавляется еще по 10 тыс. тонн. Так что привлекает Россия международных чиновников не физической, а моральной готовностью принять отработанное топливо – на данный момент это единственная в мире страна, в которую его ввоз разрешен как для хранения, так и для переработки.

«Лучше могильники, чем смерть от жары»

В мире работает 442 энергоблока АЭС, из них 103 находятся в США, 30 – в России, остальные разбросаны по другим странам. Еще 27 блоков строятся: 18 в Азии, 4 на Украине, 3 в РФ и по одному в Румынии и Аргентине. kinokot.net Несмотря на «победное шествие мирного атома по планете», его будущее все еще под вопросом, а в четырех западноевропейских странах – Германии, Бельгии, Нидерландах и Швеции – правительства даже начали постепенно сворачивать производство ядерной энергии.

Солнечные батареи, приливные электростанции и ветроэлектрогенераторы кое-где уже действуют, но пока недостаточно эффективны, чтобы производить энергию в промышленных масштабах. Космические электростанции существуют только в чертежах, а термоядерный реактор, несмотря на полувековые старания ученых, до сих пор не создан. ГЭС тоже нельзя назвать экологически безопасными, так как при их постройке затапливаются огромные территории. Тепловые электростанции на угле вызывают парниковый эффект. Переход ТЭС на природный газ ничего не изменит: хотя после его сжигания образуется в 2 раза меньше углекислого газа, чем при сгорании угля и нефти, зато несгоревший газ вызывает в 25 раз более сильный парниковый эффект, чем углекислота.

Все это побудило известного британского эколога, активиста движения «зеленых» Джеймса Лавлока отказаться от «ошибочного противостояния» ядерной энергетике «Глобальное потепление – более серьезная угроза, чем терроризм», шокировал он соратников в опубликованной месяц назад статье в английской газете «Индепендент». По данным Межправительственной комиссии по климатическим изменениям, к 2100 году температура на планете может подняться в среднем на 2–6 градусов. Это уничтожит гренландские льды, «легкие планеты» амазонские леса и прибрежные Санкт-Петербург, Калькутту, Венецию, Нью-Йорк, Лондон и Токио.

С выводами англичанина согласны эксперты Массачусетсского технологического института, представившие в сентябре 2003 года доклад в МАГАТЭ, который утверждает: замедлить потепление может только переход на атомную энергию. Они даже рекомендовали правительству США установить налоговые скидки ряду компаний, строящих АЭС. МАГАТЭ пришло к выводу: атомную энергетику придется развивать волей-неволей, и доля «ядерного» электричества в общем объеме вырабатываемой на Земле энергии к 2030 году увеличится с 1/6 до 1/4.

Отечественные технократы с такими подходами солидарны целиком и полностью. Плюс, отмечают они, нельзя не заработать на грядущем атомном буме. Сейчас отходы АЭС каждая страна хранит у себя в основном во временных хранилищах. Глава МАГАТЭ, предложивший создать у нас первый в мире международный ядерный могильник, особенно упирает на то, что один-единственный комплекс намного проще охранять от террористов. Премьер Михаил Фрадков с готовностью эту идею поддержал: «Россия – единственная страна в мире, где законодательство позволяет это».

Федеральное агентство по атомной энергии планирует построить дополнительно к действующим еще один могильник на 30 тыс. тонн. В таком случае, по заявлению Минатома, примерно за десять лет бюджет заработает 20 млрд. долларов (если точнее, то около 18 млрд. из расчета общепринятой цены 600 долларов за килограмм отходов).

Правда, из этой суммы надо вычесть расходы на строительство захоронения, которые еще только предстоит подсчитать. Однако известно, что Минатом оценивал постройку ядерного могильника на Новой Земле емкостью 5 тыс. тонн в 14,7 млн. долларов. Таким образом, «супермогильник» на 30 тысяч тонн будет стоить приблизительно 100 млн. долларов. А если Россия монополизирует гигантский рынок ОЯТ, то теоретически ее доходы за десять лет составят 180 млрд. долларов. Для сравнения вспомним, что доходная часть отечественного госбюджета в 2003 году – около 90 млрд. долларов.

Так, может, стоит все-таки игра свеч?

«Это не торг, а предательство»

«Я считаю, что это безумие, – категорически заявил «Новым Известиям» председатель Международного социально-экологического союза Святослав Забелин. – Во-первых, топливо надо хранить там, где его произвели. Во-вторых, хранение – это еще полбеды. Через несколько десятилетий с этими отходами что-то надо будет делать. Так вот, еще более опасны эксперименты по переработке отходов в топливо. На эти эксперименты другие страны не решаются. А в МАГАТЭ, видимо, считают, что у нас территория большая, и если что, от нас не долетит».

Кроме того, что идея вселенского могильника экологически опасна, она еще и экономически не вполне выгодна, считает г-н Забелин: «Никаких экономических преференций, кроме преференций отдельным взятым лицам этот проект не принесет».

Между тем известно, что Россия не единственная страна, в которой планируется строить хранилище ОЯТ. С Финляндией и США также обсуждаются подобные планы. Однако, по словам сопредседателя экологической группы «Экозащита» Владимира Сливяка, эти страны одобрили строительство хранилищ только для переработки собственных отходов, а о ввозе импортных речи не идет.

Причина осторожности объясняется тем, что в мире до сих пор нет технологии хранения радиоактивных материалов, в полной мере безопасной для человека. Кроме того, по мнению экологов, соотношение рисков и прибыли (основной показатель эффективности любой коммерческой сделки) находится на таком уровне, что дальнейшее обсуждение спорных моментов нецелесообразно.

«Если говорить об экономической составляющей сделки, то это не торг, это предательство», – заявил «НИ» координатор энергетического департамента Гринпис России Владимир Чупров. Дело в том, что на сегодня стоимость хранения килограмма ОЯТ составляет 200–300 долларов. Если МАГАТЭ захочет ввести все 200 тыс. тонн, то запрашиваемая Россией сумма должна быть не меньше 60 млрд. долларов.

«Здесь есть один нюанс, – предупреждает г-н Чупров. – Цена в 200 долларов – это за наземное хранилище. Через 40 лет его надо разрушить и построить новое. Поэтому мы должны вести речь о вечном глубинном захоронении, как, например, в Штатах. Так вот там этот проект стоил 50 млрд. долларов. А теперь подсчитайте эксплуатацию, вооруженную охрану. Так что соотношение «риски – прибыль» архиотрицательное».

По мнению экологов, риски велики еще и потому, что согласно планам агентства по атомной энергии везти ОЯТ придется через новороссийский порт, вблизи очагов военной напряженности (Ингушетия, Дагестан). Кроме того, российские дороги не блещут качеством: аварии возможны в любой момент, в любом месте. При этом предполагается, что ОЯТ будет везтись от западных и восточных рубежей в центр России – это десятки тысяч километров.

И последний довод: даже существующие хранилища не защищены – на сегодня финансирование физической защиты объектов в Красноярске и Челябинске составляет 10–20% от необходимого. Этот факт на собственном опыте подтвердили два года назад активисты Гринпис, беспрепятственно залезшие на крышу хранилища в Красноярске и сделавшие оттуда фото- и видеосъемку.

Видимо, предчувствуя общественную реакцию, глава Федерального агентства по атомной энергетике Александр Румянцев поспешил вчера сбить накал страстей. «Решение по этому вопросу не принято», – сказал он, добавив, что «сейчас эта идея, высказанная на 47-й конференции МАГАТЭ, на которой поднимался вопрос о создании подобного хранилища, проходит экспертную подготовку». «У России есть вся законодательная база, однако не факт, что оно (хранилище) будет у нас», – отметил глава федерального агентства.

Действительно, не факт. Пока.



ВВОЗ ОЯТ В РОССИЮ

С 2001 года осуществляется ввоз ОЯТ с Козлодуйской АЭС в Болгарии. Топливо с реакторов ВВЭР-440 утилизируется в ПО «Маяк», а с реакторов ВВЭР-1000 – на Красноярском горно-химическом комбинате. Последний эшелон с болгарским ОЯТ пришел в Железногорск в июне 2004 года.

В августе 2002 года Россия ввезла свежее ядерное топливо из высокообогащенного урана из института ядерных наук «Винча» близ Белграда общим весом 817 кг. Транспортировка осуществлялась в рамках соглашений между бывшей Югославией и США, а также трехстороннего договора между МАГАТЭ, США и Россией.

В сентябре 2003 года самолетом из Бухареста на «Новосибирский завод химических концентратов» (НЗХК) было доставлено высокообогащенное ядерное топливо с содержанием около 25 кг изотопов урана. Перевозка осуществлялась из Института ядерных исследований г.Петешти (Румыния) по заказу МАГАТЭ и финансировалась за счет Минэнерго США.

В ноябре 2003 года между Минатомом России и министерством энергетики США подписано рамочное соглашение о доставке в Россию при финансовой поддержке США ОЯТ с исследовательских реакторов в странах СНГ и Восточной Европы. Соглашение по возврату топлива коснется 20 исследовательских реакторов в 17 странах. Первая договоренность в рамках этого соглашения уже имеется с Узбекистаном. США профинансируют утилизацию ОЯТ из ядерного центра в городе Улугбек близ Ташкента на ПО «Маяк».

В апреле 2004 года был подписан протокол к советско-венгерскому соглашению 1966 года, регламентирующий порядок возвращения ОЯТ с венгерской АЭС Пакш. Речь идет о доставке примерно 1,5 тыс. тонн на ПО «Маяк».


ГДЕ ПЕРЕРАБАТЫВАЮТ ОЯТ

Завод РТ-1 на ПО «Маяк» в г. Озерске (Челябинск-65) пущен в 1972 году. На нем переработано около 5,5 тыс. тонн ядерного топлива с атомных станций Советского Союза, а также с построенных при участии СССР АЭС в Венгрии, Болгарии, Чехии, Словакии и Финляндии. Проектная мощность завода – 450 тонн в год. Жидкие радиоактивные отходы сбрасываются в озеро Карачай и каскад водоемов на реке Теча. Первая очередь завода РТ-2 на Красноярском горно-химическом комбинате в г.Железногорске (Красноярск-26) пущена в 1985 году. Проектная мощность – 1500 тонн ОЯТ в год. Хранилища рассчитаны на 6 тыс. тонн и заполнены примерно наполовину. Жидкие радиоактивные отходы закачиваются под землю на глубину примерно 300 м в тектонический разлом, в породы кристаллического фундамента.

Кроме того, переработка ОЯТ может производиться на Сибирском химическом комбинате в Северске (Томск-7), где с 1961 года осуществляется переработка облученного сырья с извлечением плутония, урана и других радионуклидов. Жидкие радиоактивные отходы закачиваются под землю в глубокие водоносные горизонты.

В 2002 году Минатом объявил о намерении построить хранилище объемом 50 тыс. кубометров на арктическом архипелаге Новая Земля для утилизации радиоактивных отходов низкого и среднего уровня со списанных атомных подводных лодок в Мурманской и Архангельской областях.

"