Posted 28 сентября 2005,, 20:00

Published 28 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 02:32

Updated 8 марта, 02:32

Альмира Кожахметова

Альмира Кожахметова

28 сентября 2005, 20:00
Осень олигархов

Это такая гримаса судьбы: Тяжеловес и Арестант ушли в один день. Первый – в отставку и почетную ссылку на ничего не значащую должность, а по большому счету, на пенсию. Второй – на вполне реальную российскую зону. Таковы итоги вчерашнего заседания бюро Российского союза промышленников и предпринимателей. Собрание прошло, кстати, в Питере – оплоте сами знаете чего. Члены бюро определились с кандидатурой нового президента РСПП и, сказав последнее «прости» бессменному Аркадию Вольскому, рекомендовали правлению союза избрать на этот пост Александра Шохина. Вчера же «профсоюз олигархов», как еще называют РСПП, должен был исключить Михаила Ходорковского из своих рядов. Почему-то кажется, что он не расстроится: во-первых, должность главы комитета по международным делам ему в колонии не пригодится, а во-вторых, состоять в нынешнем РСПП приличному человеку как-то незачем. Между прочим, свято место пусто не бывает, международными делами в союзе уже давно занимается ценитель яиц Виктор Вексельберг.

Созданный 15 лет назад, Союз промышленников и предпринимателей именно их и объединил, то есть красных директоров, которые сумели удержаться на плаву с началом перестройки, и некоторых бизнесменов новой волны. Все эти 15 лет его возглавлял один и тот же человек – Аркадий Вольский. Своей цели союз никогда не скрывал – называясь общественной организацией, РСПП был и формально остается лоббистом. Не каждый директор завода мог дойти, например, до Бориса Ельцина или Виктора Черномырдина, а Аркадий Вольский мог. Кстати, все эти три фигуры смотрелись абсолютно органично: тяжеловесы, за плечами у каждого огромный опыт «партийно-хозяйственной работы». К тому же ровесники. А Вольский с Ельциным вообще погодки, Черномырдин чуть моложе. Это была почти идиллия. Ни на чем особенном не основанная. Хотя, как и положено лоббисту, Аркадий Вольский на всех перекрестках тогда повторял: члены РСПП, то есть предприятия, вошедшие в союз, все вместе производят 41% ВВП. Махина, как с ней не считаться? Он считал – махина, а кто-то кривился: болото…

Первый тревожный звонок прозвенел в 2000 году. В тот год президентом страны стал Владимир Путин, и одновременно в сторону РСПП посмотрели те, кто раньше его в упор не видел, – большой российский бизнес. Есть много объяснений того, зачем олигархам вдруг понадобилось это аморфное создание, но сегодня все видно как-то особенно отчетливо. Умеющие считать, они решили, что союз поможет им увереннее заходить в тот самый кабинет, в котором они уже не раз бывали, но – уже к другому хозяину. Нельзя сказать, что Аркадий Вольский был в восторге от нашествия акул, тогда было пролито много невидимых миру слез. Единственное, что оставалось ему повторять: члены нашего союза теперь производят не 41% ВВП, а 82%. Варяги принесли половину – махина, как с ней не считаться?

Считаться пришлось. Но, кажется, только ему одному. Совсем немного времени понадобилось для того, чтобы понять: обновленный РСПП, со всей его мощью (сегодня в составе РСПП 3,5 тысячи крупных предприятий и 100 отраслевых союзов), с новой – молодой и бурлящей – кровью бизнесменов, никакого впечатления на новых обитателей Кремля не произвел. РСПП не превратился в щит и меч российских бизнесменов, Аркадий Вольский не стал бросаться грудью на амбразуру, защищая тех, кому власть начала присылать «черные метки». Договариваться пришлось строго индивидуально. И вся энергия «профсоюза» была брошена на преодоление внутрисоюзных разногласий. О, как их много! Внутри РСПП сегодня есть несколько группировок, враждующих между собой. И до сегодняшнего дня все эти эмоции концентрировались на одном – фигуре председателя. Одна часть членов правления (Лисин, Потанин, Чубайс) резко против Вольского. Надоел. А другая, в ее центре Дерипаска, вроде бы за. И, конечно, те, кто в 2000-м хотел противостоять Кремлю, только в сторону Кремля и смотрят.

И голосуют так, как скажут. Вот пример: во вторник проходило предварительное рейтинговое голосование по кандидатуре нового председателя. Их две – или Александр Шохин или Игорь Юргенс. Все прочили победу Шохину, но рейтинговое голосование принесло сюрприз: победил Юргенс, которому симпатизирует Вольский. Тут же была брошена тяжелая артиллерия: появились сообщения о том, что в пятницу на правление РСПП, которое будет решать судьбу главы союза, придет замглавы администрации президента Владислав Сурков. Эффект был достигнут: вчера, когда свое слово должны были сказать члены бюро (в РСПП много всяких бюрократических ступеней), от голосования отказался Анатолий Чубайс. И в итоге победил совсем не Юргенс, а Шохин. Конечно, бюро это еще не все. Еще будет то самое правление, потом съезд – в апреле. Но говорить о том, что РСПП ждет весенний ренессанс, может только безумец. Судьба союза предрешена: кто бы его ни возглавил, все уже произошло, РСПП уже стал отделом промышленности ЦК КПСС. Ой, то есть… Ну, понятно. И вот еще одна гримаса судьбы-злодейки: Аркадий-то Вольский именно такой отдел в ЦК и возглавлял в советское время. Зачем снимать-то было?

"