Posted 28 августа 2006,, 20:00

Published 28 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 02:23

Updated 8 марта, 02:23

Горе от богатства

28 августа 2006, 20:00
Вчера Министерство финансов направило в правительство проект методологии формирования бюджета РФ, не зависящего от нефтяных доходов. Ведомство предлагает направлять деньги, полученные от продажи углеводородного сырья, в новый фонд, который будет существовать параллельно со стабилизационным. Эксперты считают, что правит

Главная сенсация документа состоит в том, что в ближайшие годы так называемый нефтегазовый трансферт, то есть сумма, покрывающая дефицит остальной части бюджета, должна быть ограничена 4%, а в дальнейшем и 3% от ВВП.

Как поясняется в проекте, величина трансферта должна ориентироваться на долгосрочную среднюю цену на нефть. Исходя из этого, Минфин рассматривает несколько сценариев реализации бюджетной политики на период до 2030 года в зависимости от того, сколько будет стоить «черное золото» на мировых рынках: 27, 40, 53,2 или 81,5 доллара за баррель марки Urals. В зависимости от того, какой из сценариев воплотится в жизнь, объем нефтегазовых доходов, на которые наша экономика может вполне рассчитывать к указанному сроку, будет находиться в пределах 2–5% ВВП. А поскольку объемы добычи нефти будут расти медленнее, чем остальная экономика, министерство считает, что страну уже сейчас нужно начинать учить жить без нефтедолларовых сверхдоходов.

Идеология эта у министра финансов Алексея Кудрина появилась, впрочем, не вчера. Еще в марте замминистра Татьяна Голикова предложила с 2008 года рассчитывать бюджет без доходов от продажи углеводородного сырья. Тогда это предложение носило исключительно теоретический характер, цель была получить больше информации о состоянии экономики и финансовых возможностях государства. Изымать из бюджетного оборота нефтяные деньги по-настоящему никто не собирался. Хотя многие финансисты уже тогда назвали проект утопией, отказываться от его реализации экономические власти России, как выясняется, не собирались.

Изымаемые из экономики деньги Минфин предлагает направлять в некий нефтегазовый фонд. В нем нужно собрать в итоге такую сумму, которая приносила бы инвестиционный доход, сравнимый с нынешними поступлениями от продажи углеводородного сырья. Чиновники рассчитали: если трансферт ограничить 3% ВВП, а средства этого фонда размещать в среднем под 4% годовых, инвестиционный доход к 2015 году уже достигнет от 46% (при низких ценах на нефть) до 60% от фиксированного трансферта, а к 2020 году – до 90 %. При этом существующая система откладывания денег на черный день в виде стабфонда г-на Кудрина уже не устраивает, хотя по прогнозу Всемирного банка его величина к тому же 2030 году должна составить 2,29 трлн. долларов. В проекте понятие «нефтегазовый трансферт» должно заменить «цену отсечения» (27 долларов на данный момент), сверх которой все средства направляются на данный момент в стабфонд.

Любопытно, однако, что, если на этом пути у государства возникнут проблемы с выполнением своих обязательств по бюджетным расходам, решать их придется при помощи не уходящих в копилку нефтегазовых доходов, а иными путями – в частности, «заимствованиями и поступлениями от приватизации и продажи госзапасов».

Опрошенные «НИ» эксперты отреагировали на эту инициативу по-разному, однако в целом признали, что, мягко говоря, не видят в ней ничего гениального. Так, директор фондового департамента ИК «Ай Ти Инвест» Владимир Твардовский заметил, что сокращение финансирования бюджета за счет нефтяных денег и создание фонда будущих поколений с инвестиционными целями было бы адекватным в условиях стабильной и развитой экономики, коей Россия на данный момент похвастаться не может. «Нам необходимо инвестировать в изношенную инфраструктуру, доставшуюся нам от СССР, – строить дороги, возрождать тяжелую промышленность, авиастроение и атомную энергетику, вкладывать средства в науку и образование и, наконец, в демографию. Вот это настоящие инвестиции, которые принесут в будущем доход и за которые нам будущие поколения скажут спасибо», – подчеркнул специалист.

Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин объяснил возникновение такого документа главенствующей ролью Минфина в формировании экономической политики страны. «Главная цель мероприятия – не допустить роста бюджетных расходов. Это не злой умысел и вовсе не глупость, а простая административная логика. Пока задачей государства является не модернизация и развитие России, а замораживание полученных доходов, ключевым ведомством будет оставаться Минфин. В противном случае он превратится в обычного «кассира», кем, собственно, и должен быть», – убежден эксперт. Вместе с тем экономист подчеркнул, что «понимает антикоррупционные опасения г-на Кудрина». «Когда чиновник из Минфина говорит, что деньги давать нельзя, иначе все украдут – это, к сожалению, правда».

По словам г-на Делягина, предложенные меры правительством вряд ли будут приняты. «Скоро грядут выборы, и уже нынешний бюджет подстроен под них. В таких условиях никто не позволит сокращать расходы. Поэтому программа будет, по всей вероятности, либо вообще отклонена, либо принята с очень серьезными корректировками», – прогнозирует эксперт.

"