Posted 29 апреля 2020,, 17:28

Published 29 апреля 2020,, 17:28

Modified 7 марта, 14:44

Updated 7 марта, 14:44

«Хотелось бы от властей честности...» Малый бизнес жалуется на отсутствие госпомощи

«Хотелось бы от властей честности...» Малый бизнес жалуется на отсутствие госпомощи

29 апреля 2020, 17:28
Пандемия коронавируса стала испытанием для отечественного бизнеса, а государство практически устранилось от помощи предпринимателям

Журналисты Тинькофф Журнала опросили семерых российских предпринимателей про то, как отразился кризис на их бизнесе. Все они единодушны в том, что эта ситуация стала самой серьезной за последние десятилетия: у кого-то прибыль снизилась в несколько раз, а многие и вовсе закрылись. Не нравится им и то, что государство отказалось брать на себя свою долю ответственности за происходящее

Турбизнес

Директор одного из петербургских туристических агенств Ольга Николаенко сообщила, что как только началась паника в СМИ и заявления о том, что туристическая отрасль обанкротится первой, многие клиенты начали аннулировать летние туры. А уже в начале апреля им пришлось и вывозить своих туристов из-за границы. Работа полностью остановилась, даже отечественные курорты закрылись до лета. Сейчас компания занимается только заявлениями на возврат и аннуляцию туров и консультацией клиентов по телефону. Правда деньги вернуть пока не получается, на счетах ничего нет, а чтобы заграничные отели вернули то, что уже было за них заплачено, придется ждать до конца карантина. То же самое и с авиакомпаниями, которые скорее всего вместо денег предложат туристам ваучеры. Ольга надеется на помощь правительства, которое обещало выделить туроператорам 3,5 млрд рублей, но когда – трудно сказать. Возможно этих денег хватит, чтобы вернуть деньги клиентам. Ну а работу отрасли придется пересматривать после карантина.

Ольга работает на агентском вознаграждении, платит аренду, налоги, зарплату, однако скоро деньги у нее кончатся, и жить будет не на что. Тем более, что нужно платить аренду, а арендодатели навстречу не идут, и компенсировать убытки не будут. Придется один офис закрыть совсем, и пытаться арендовать другой у города на льготных условиях, поскольку есть туры, уже проданные на осень.

Помощь от государства выглядит очень странно, налоговая отсрочка смысла не имеет смысла, поскольку ее компания в основном будет возвращать деньги клиентам, и взяться налогу на прибыль будет просто неоткуда. Ольга опасается, что уже летом ей нужно будет ориентироваться только на отечественный рынок, который востребован очень плохо, поскольку неадекватно дорог. Теперь же и всем остальным придется делать то же самое, а стало быть цены на внутреннем рынке останутся неоправданно высокими, конкуренция возрастет в разы, а значит начнутся банкротства. Это самый тяжелый из кризисов, которые Ольга пережила за 20 лет работы. К тому же спрогнозировать то, что будет дальше – невозможно.

Общественное питание

Владелец сети кафе-баров в Красноярске Александр Митраков говорит, что работали до последнего, поскольку, закрыться сами не могли – пришлось бы платить арендодателям, а как это сделать, если не будет выручки? Просто постепенно умирали пару недель, поскольку коиентов становилось все меньше и меньше. Стали вести переговоры с банками и арендодателями. Некоторые банки предоставили отсрочки по кредитам, и арендодатели тоже снизили стоимость или дали каникулы на время закрытия. Затем в результате мозгового штурма решили запустить доставку замороженных пельменей ручной работы, упакованы в коробку, как конфеты. Стали выпускать пиццу шоковой заморозки. Доставляют и ресторанные блюда, причем бесконтактно. Официанты теперь стали операторами, сборщиками и курьерами. Часть персонала ушла в неоплачиваемый отпуск. А вот выручка все равно упала на 80%.

Александр боится не вируса, а того, что после эпидемии у людей не будет денег на еду. Ущерб, нанесенный экономике он считает крупнейшим с 1990-х. Тем не менее, спешить с открытием ресторанов он не станет, пока ситуация полностью не прояснится.

Стоматология

Зам. директора стоматологической клиники в Петербурге на условиях анонимности признался, что число пациентов снизилось на 90%. Идут только люди с острой болью, а вот ни протезированием, ни установкой брекетов, ни лечением поверхностного кариеса, ни чисткой зубов заниматься нельзя. Тем же, кому лечение было начато, продолжать можно только под личную ответственность врача. Доктора и получать стали меньше и частью ушли в оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска, а офисные сотрудники переведены на удаленную работу. Поскольку помещение в собственности, так хоть не нужно платить за аренду. В таком режиме клиника сможет проработать еще месяца два, но не дольше.

Фитнес-клубы

Президент сети фитнес-клубов Алексей Ковалев жалуется, что пришлось закрыть их в 27 городах России. При этом абонементы клиентов бесплатно заморожены, а для них проходят бесплатные же онлайн-занятия в Инстаграме, и фитнес-марафон с поддержкой тренеров, консультациями по питанию и призами для лидеров, стоимостью 100 рублей.

Планируется запуск платных групповых и персональных тренировок на платформе Zoom. Правда дохода это почти не приносит - максимум 1% от прежней прибыли, поскольку в сети и много бесплатных видеотренировок. Многие из 5500 штатных сотрудников остались без работы и зарплаты. Иным из них нечем платить за аренду квартир или ипотеку. В марте зарплату выплатили, а дальше – вряд ли, а потому без госпомощи не продержаться. Если ее не будет, то либо совершенно перестанем платить зарплату, тем кто еще работает, что незаконно, либо обанкротим организацию. В этом случае закроются 90% фитнес-клубов в России и отрасль уйдет в тень. Всего индустрия фитнеса потеряет около100 млрд рублей.

Ситуацию осложняет тот факт, что сеть, которой владеет Ковалев, это не малое и среднее, а именно крупное предпринимательство, которому государство пока не помогает. А потерять сотрудников, которых они растили много лет, вкладывая в них деньги, будет очень обидно. Важна для отрасли и реструктуризация долгов, и отсрочки по кредитам, а не по налогам, которые будут маленькими, поскольку доходов нет никаких.

Турбазы

Владелец сети баз отдыха на Алтае Марал Бегимбеков сетует на то, что именно в конце апреля к ним приезжает множество туристов, и все места были уже забронированы на 3 миллиона рублей, теперь же все три его базы закрыты до 1 июня. Часть сотрудников ушла в очередной оплачиваемый отпуск, кто-то взял отпуск без содержания. Часть людей охраняют базы и занимаются отоплением – на все это уйдет 4 с половиной млн. рублей

за 1,5 месяца. Убытки огромные, поскольку приходится возвращать деньги туристам и туроператорам, а заработать нечем. Марал надеется, что к середине лета ситуация наладится. Он считает также, что если бы в России ввели карантин и объявили режим ЧС, то было бы много легче: государство возместило бы хотя бы часть расходов.

Квесты

Совладелец хостела, школы рока и квестов в Саратове Антон Мизулин жалуется, что пришлось закрыть все квест-комнаты с 30 марта, а 12 его сотрудников сидят без работы. Приходится с ними договариваться, чтобы платить по минимуму. А вот арендодатели пошли навстречу и вдвое снизили стоимость. Закрыта и музыкальная школа, уроки идут по скайпу для тех, у кого есть абонемент. Сложнее с хостелом. Антон не мог расторгнуть договор на проживание клиентов, поскольку юрист сказал, что для этого нет оснований. Как могли обеспечивали безопасность гостей: санитайзеры, маски, перчатки, уборки. Теперь же Роспотребнадзор запретил принимать новых гостей, а лишь обслуживать тех, кто уже поселился. Когда они съехали, хостел временно закрылся. Теперь остается только ждать, что будет дальше.

Магазин-мастерская

Владелец магазина-мастерской по производству посуды и декора в Петрозаводске Анна Обовская сетует, что запись на мастер-классы уже в марте сократилась на 80%, а продажи упали на 70%. Поэтому пришлось перейти на удаленную работу - видеоуроки по домашней лепке. Для этого еще и создали боксы с нужными материалами и инструментами, чтобы каждый мог ими воспользоваться бесплатно. На все товары сделали скидку 20% , организовали бесплатную бесконтактную доставку по России.

Сотрудники были на каникулах до 5 апреля с сохранением заработной платы, теперь же их приходится переучивать, чтобы поддержать и платить деньги. Анна ждет помощи от государства или хотя бы честных формулировок: введения ЧС или карантина, чтобы риски падали не только на предпринимателей. Сейчас уже начался уход в минус, и если он продолжится, придется распустить работников, арендовать склад и работать в интернете, минимизировав убытки. Затем же открыться снова...

"