Posted 27 сентября 2004,, 20:00

Published 27 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

«Спокойно работайте»

27 сентября 2004, 20:00
Вчера Михаил Фрадков участвовал в двух заседаниях, посвященных иностранным инвестициям в Россию. Премьер, призывая инвесторов к сотрудничеству, пытался убедить их в неизменности курса реформ. Те в ответ кивали, но при этом прозрачно намекали, что слишком уж рисковать своими капиталами не намерены.

Большая часть вчерашнего рабочего дня председателя правительства Михаила Фрадкова была посвящена решению инвестиционных проблем страны. Утром он представил программу кабинета на конференции «Россия: инвестиции в экономику роста», а во второй половине дня принял участие в восемнадцатом заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям.

Премьер не стал кривить душой и сразу дал понять иностранцам: Россия нуждается в их деньгах. Чтобы привлечь инвестиции, правительство, по его словам, за три последних года снизило налоговую нагрузку на 2,6% ВВП и намерено продолжать этот курс. В плюс себе власть ставит также проведение административной реформы, разработку комплекса мер по развитию фондового рынка и улучшение инвестиционных условий. «Вы можете спокойно работать в России», – заверил потенциальных партнеров Михаил Фрадков.

Не был обойден вниманием и волнующий иностранных инвесторов вопрос, касающийся роли государства в российской экономике. Правда, слова премьера, вероятно, слегка запутали тех, кто, не зная русского языка, вынужден был пользоваться переводом. Так, г-н Фрадков, в частности, пообещал: «Мы выступаем за то, чтобы избыточного влияния государства не было в тех отраслях, где это не нужно, но при этом хотим выработать условия и правила для тех областей, где государство должно участвовать в развитии экономики, создавая необходимые для рынка инструменты».

В подходе к другой горячей теме – частно-государственному партнерству – ясности было чуть больше. По словам председателя правительства, разрабатываемый вариант партнерства бизнеса и государства «должен быть выстроен так, чтобы не превратиться в коррупционный элемент». И если этот план удастся реализовать, в жизнь будут воплощены крупные инвестиционные проекты.

Иностранные инвесторы внимали премьеру с интересом и намекали на благосклонность, однако лишь при условии, что власть решит хотя бы самые острые проблемы, которые мешают им работать в России. Так, компания «Эрнст и Янг» ставила в пример новгородского губернатора, который создал в регионе агентство, помогающее иностранцам преодолевать чиновничьи барьеры, и предлагала учредить нечто подобное на федеральном уровне.

Представители других компаний, также обеспокоенные всевластием чиновников, зачастую шли еще дальше и откровенно говорили, что инвестиции возможны только при гарантии решения их проблем. Так, компания «Юнайтед Текнолоджиз» предложила снять ограничения на иностранные инвестиции в российскую авиационную промышленность. В пример была приведена соседняя Польша, где нет таких ограничений и где американская компания вложила значительные средства в авиационное двигателестроительное предприятие.

Не меньше претензий к властям было высказано и на «круглых столах», предшествовавших началу заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям. Например, рабочая группа по развитию автомобильной промышленности констатировала, что таможенная политика правительства на ближайшие семь лет не отличается ясностью. В частности, первоначальные предложения кабинета министров предусматривали повышение ставок на машинокомплекты с 25 до 35%. Фактические же планы на сегодняшний день включают в себя стабилизацию ставки на уровне 25% в ближайшие четыре года с ее постепенным сокращением до 15% к концу семилетнего периода. Вердикт рабочей группы таков: низкие таможенные тарифы на машинокомплекты не могут рассматриваться как эффективный способ стимулирования организации производств в России иностранными производителями.

А вот группа по государственному регулированию обнаружила сразу несколько несуразиц в законодательстве. Например, государственная регистрация импортной парфюмерно-косметической продукции предусматривает, что ее производители и импортеры обязаны подтверждать отсутствие озоноразрушающих веществ в парфюмерной продукции, в то время как закон предписывает подтверждать только наличие подобных веществ. Еще интересней ситуация со спиртосодержащими продуктами: государственная торговая инспекция требует указания номера регистрационного свидетельства на упаковке продукции, что в техническом плане выполнить довольно сложно – продукт и упаковка производятся задолго до прохождения госрегистрации.

Словом, никаких предубеждений против России у инвесторов не обнаружилось, но вкладывать свои деньги они готовы лишь тогда, когда в стране будут действовать внятные правила игры, которых, судя по вчерашним выступлениям, нам еще явно не хватает.


Иностранные инвесторы недооценили Россию

"