Posted 27 июля 2004,, 20:00

Published 27 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

«Кто-то этот кризис нам подарил»

«Кто-то этот кризис нам подарил»

27 июля 2004, 20:00
Банкиры убеждены, что недавний кризис доверия вкладчиков был кем-то спровоцирован. Исполненные решимости найти злоумышленников, они подозревают многих: от собственных коллег до опальных олигархов.
Сюжет
Деньги

«Мы ведем анализ причин банковского кризиса, – сообщил вчера на пресс конференции президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян, – и имеем поддержку ЦБ. А вот на вопрос, сделаем ли мы итоги расследования публичными, пока ответить не могу». Причина секретности в том, что банковской среде нужно формировать положительный имидж, а если «заказчики» – сами банкиры, то эта информация не выйдет за пределы комитета по расследованию АРБ.

«Кто-то этот кризис нам все-таки подарил, – вторил президенту АРБ вице-президент Альфа-Банка Александр Гафин. – Кому-то было выгодно «повалить» Альфа-банк, потому что цепная реакция могла бы нарастать, и тогда была бы более серьезная проблема». В ответ на просьбу журналистов уточнить, кто бы это мог быть, г-н Гафин посоветовал самим думать, каким силам и каким политическим течениям выгодно дестабилизировать ситуацию в стране. Потому что если он их назовет, то пойдут судебные иски, которые банку не нужны.

И все же «Новым Известиям» удалось выяснить, в каком направлении ведет Альфа-банк поиски злоумышленников. «Если сопоставить всю историю, – рассказал корреспонденту «Новых Известий» Александр Гафин, – то, мне кажется, она выходит за рамки интересов одной экономической группировки. Это был какой-то политический заказ… Это относится к крупным коллегам-олигархам». По его мнению, крупным игроком в деле Альфа-банка был не кто иной, как Борис Березовский. В основе таких рассуждений лежит тот факт, что первым о проблемах банка сообщило СМИ, подконтрольное опальному олигарху.

Впрочем, у «НИ» есть основания полагать, что эта логика не совсем верна. Впервые включила Альфа-банк в число проблемных газета, к г-ну Березовскому никакого отношения не имеющая.

Извлекли банкиры из кризиса и практические уроки. По словам Гарегина Тосуняна, банковское сообщество намерено добиться от Центробанка исполнения функции кредитора последней инстанции. «Мы ставим вопрос о том, что функции кредитора последней инстанции, включая стабилизационное кредитование, – это не просто возможность, но и обязанность регулятора», – подчеркнул он.

С банками так или иначе связаны лишь 16% россиян.

О своем взгляде на кризис поведали на пресс-конференции и социологи. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 70% населения отнеслись к банковскому кризису нейтрально. Объясняется это тем, что большинство россиян вообще не пользовались услугами банков за последние восемь лет – им нечего туда класть.

«События в банковской сфере затронули личные интересы сравнительно незначительной части населения, – заявил вчера на пресс-конференции генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. – И главная причина этого – отсутствие у большинства россиян сбережений, о потере которых они могли бы переживать». Среди тех, у кого накопления все-таки есть, 13% оказались вне зоны кризиса потому, что хранят их дома, 10% разместили средства в надежных, по их мнению, банках, а еще 6% «успели предпринять различные меры по сохранению своих сбережений».

Вместе с тем социологов насторожило, что 7% опрошенных заявили, что кризис затронул лично их. В самом деле, если с банками так или иначе связаны лишь 16% процентов россиян, то получается, что пострадал едва ли не каждый второй. «Это очень большая цифра, и мы решили выяснить, чем она вызвана, – рассказал г-н Федоров. – Выяснилось, что это люди старшего возраста, а также люди, живущие в селах и малых городах». На этом простом основании социологи сделали вывод, что речь идет не о реальных проблемах, а о «паническом настрое».

Заодно ВЦИОМ поинтересовался, как россияне решают проблему сохранности своих средств. «Рисунок вполне показателен, – рассказал директор Центра по исследованиям Владимир Петухов. – 35%, если бы у них были средства, вложили бы их в недвижимость, 27% – в Сбербанк, 23% – в валюту и в самом конце списка 2% положили бы деньги на счет в российском коммерческом банке. По-моему, эта цифра не дает возможности благодушно оценивать последствия банковского кризиса».

"