Posted 27 ноября 2017,, 01:01

Published 27 ноября 2017,, 01:01

Modified 7 марта, 17:05

Updated 7 марта, 17:05

Депутаты Госдумы встали на защиту добросовестных клиентов банков

Депутаты Госдумы встали на защиту добросовестных клиентов банков

27 ноября 2017, 01:01
Депутаты подготовили поправки к "антиотмывочному" закону 115-ФЗ, направленные на защиту добросовестных клиентов банков от попадания в чёрный список отказников. Особое внимание уделено гражданам — проект предполагает прямой запрет банкам закрывать единственные счета физлиц.
Сюжет
Банки

Кроме того, кредитным организациям придётся пояснять клиентам причины отказа, а те получат право доказать свою добросовестность и покинуть список. Учитывая критичность ситуации — массовые блокировки и отказы, порожденные списком, разработчики обещают, что проект вступит в силу уже в 2018 году, сообщает «Коммерсант».

Проект подготовлен депутатами при участии ЦБ и Росфинмониторинга. По словам председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, ситуация с черным списком критическая, необходим механизм реабилитации, поэтому проект будет внесен в декабре сразу ко второму чтению.

«Черный список» ЦБ рассылает с июня. В него попадают клиенты, которым отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ. Попадание в список фактически лишает доступа к банковским услугам: как правило, таким клиентам отказывают в приеме на обслуживание и проведении платежей. До недавнего времени механизма реабилитации клиентов не существовало. При этом число отказников стремительно растет.

Одной из важных новелл документа является прямой запрет для банков закрывать единственный счет клиента-физлица, если он используется для получения зарплаты или социальных выплат. Кроме того, проект дает клиенту право запросить у банка причины отказа в проведении операций или в открытии счета, чтобы представить документы и доказать свою добросовестность. Новый п.13.4 ст.7 проекта прямо указывает, что клиент вправе с учетом полученной от банка информации представить в течение десяти дней необходимые документы. Если банк после этого откажется исключить клиента из черного списка отказников (направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение), то клиент банка может подать жалобу в специальную межведомственную комиссию.

Эксперты считают, что подобные поправки необходимы, но законопроект нуждается в доработке. Если суммировать сроки рассмотрения жалобы клиента и принятия решения, то деньги у клиента банка могут зависнуть на два месяца. При этом в документе нет ни слова про ответственность банка за необоснованное включение клиентов в чёрный список.

"