Posted 26 октября 2005,, 20:00

Published 26 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Назад, к природе

Назад, к природе

26 октября 2005, 20:00
За последнее пятилетие число россиян, готовых платить больше за экологически чистые продукты, выросло почти на 20%. В Москве доля таких потребителей составляет уже более половины. Такие данные прозвучали вчера на II Международной конференции «Экологические продукты в России». Однако рынка чистых продуктов в стране еще

Больше всего о качестве потребляемой пищи заботятся у нас в стране москвичи – доля тех, кто отдает предпочтение экопродуктам, увеличилась в столице за год на 29%. Таким образом, 57,4% жителей мегаполиса готовы платить больше за «чистую» еду. Примечательно, что даже среди москвичей, которым денег с трудом хватает на питание, 32% готовы за него переплачивать, если оно гарантированно отвечает экологическим требованиям. В наиболее высокодоходных группах эта доля достигает 69%.

Эксперты подчеркивают, что нынешнее состояние российского сельского хозяйства позволяет рассчитывать на то, что производство экопродуктов у нас может развиваться достаточно динамично. По словам Михаила Мищенко, управляющего партнера компании CVS Consulting, опрос российских компаний показал, что сегодня, когда рынка еще нет и в области законодательства существуют явные пробелы, более 30% производителей пищевых продуктов готовы инвестировать дополнительные средства в экологическое производство. А это дело недешевое: по оценкам специалистов, для того чтобы не построить, а всего лишь реконструировать завод для производства экопродукции, необходимо около 3–5 млн. евро.

Главной проблемой нашего рынка на сегодняшний день участники конференции назвали отсутствие единого для всей страны понятия экологических продуктов. Вместо этого производители оперируют такими терминами, как «экологически безопасный», «экологический», «экологичный», «натуральный», organic, eco, bio. Это приводит к путанице в понятиях и к дезориентации потребителя. Главный парадокс заключается в том, что одно из самых распространенных и логичных наименований – «экологически чистый продукт» – запрещено к употреблению в качестве маркировки продукции в соответствии с ГОСТом. «В определениях сейчас вообще очень большая путаница и даже демагогия», – отмечает Михаил Мищенко. С ним согласна и Светлана Ольшанская, руководитель исследовательского проекта КОМКОН: «Маркировка «экологически чистый продукт», по нашим данным, зачастую просто маркетинговый ход. Производители спекулируют этим словосочетанием, чтобы привлечь потребителя».

Сильно тормозит развитие рынка и отсутствие законодательной базы, его регулирующей. По словам специалистов, если бы такая база устанавливала правила игры для компаний в этом рыночном сегменте, темпы его роста уже сегодня составляли бы не менее 30% в год. Уже сейчас многие предприятия находятся «на низком старте» и готовы инвестировать в развитие экологического производства. Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Пугачев заметил на этот счет, что «государство готово решать проблему законодательства в этой области, но в данном случае важен диалог между властью и бизнесом, результатом которого и могут быть базовые нормы, устанавливающие порядок на рынке».

Мешает развивать рынок и отсутствие единых критериев, отличающих экологический продукт от обычного. Сегодня действуют добровольные стандарты, которые, во-первых, сильно отличаются друг от друга, во-вторых, не подкрепляются активной работой с конечным потребителем. Это фактически сводит на нет смысл их использования, ведь потребителю маркировка о наличии какого-либо экологического сертификата ни о чем не говорит.

"