Posted 26 сентября 2012,, 20:00
Published 26 сентября 2012,, 20:00
Modified 8 марта, 05:31
Updated 8 марта, 05:31
Недостатки системы закупок в законодательном порядке на данный момент не устранены, говорится во вчерашнем сообщении Счетной палаты. В частности, ответственность госзаказчиков сводится лишь к формальному соблюдению правил выбора поставщиков и подрядчиков. На деле же они продолжают размещать на официальном сайте госзакупок некорректные и в ряде случаев недостоверные сведения. Нередко чиновники объявляют торги и заключают госконтракты с необоснованно короткими сроками поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. При этом неустойки в случае просрочки исполнения обязательств по контракту достаточно высоки, что, по мнению представителей СП РФ, ограничивает конкуренцию и создает «условия для коррупционных рисков». При этом госзаказчики не контролируют должным образом исполнение контрактов, из-за чего происходит нецелевая и неэффективная трата бюджетных средств. В целом основные нарушения связаны с несоблюдением норм Бюджетного кодекса в части принятия обязательств или превышения лимитов бюджетных обязательств и неэффективного использования бюджетных средств.
Проведенный мониторинг показал, что закупки товаров, работы и услуги в течение года осуществляются государственными заказчиками крайне неравномерно, и значительная часть закупок производится во втором полугодии. Способствует этому отсутствие законодательно установленного планирования бюджетных ассигнований на государственные закупки. Были обнаружены и другие прорехи в законодательстве. В частности, нет правовых оснований по недопуску к торгам заявок, предлагающих аномально низкие цены и необоснованные расценки. Это означает, что госконтракты заключаются по демпинговым ценам, что приводит к неисполнению контрактов.
Напомним, что «НИ» внимательно следят за ситуацией с госзакупками. Так, этим летом МВД РФ разместило на сайте госзакупок заказ на поставку 15 бронированных автомобилей на базе Toyota LC 200 общей стоимостью 80 млн. руб. Что примечательно, автомобили должны были быть не только внешне технически укреплены разными видами брони, но и иметь «люксовую» внутреннюю комплектацию. Чуть ранее сотрудники МВД решили закупить фотоаппараты на общую сумму в 31 млн. руб. При этом цена аппаратов с дополнительным оборудованием колебалась от 16 до 600 тыс. руб. за штуку. Также недавно мы сообщали о том, как подведомственная ФСБ секретная, но уже успевшая «засветиться» в прессе войсковая часть № 55056 начала готовиться к зимнему спортивному сезону. Чекисты разместили на сайте заказ на поставку горнолыжного снаряжения на сумму в почти 44 млн. руб. За эти деньги бойцы планировали приобрести 950 комплектов горных лыж, креплений, палок, ботинок и камусов к ним.
Как рассказал «НИ» заместитель директора Transparency International в России Иван Ниненко, пока ситуация с госзакупками находится в подвешенном состоянии: все ждут принятия закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который пока утвержден Госдумой лишь в первом чтении. Разработчиком этого документа выступило Минэкономразвития. В ведомстве уверены, что если законопроект будет принят, то у чиновников не останется возможности для закупки золотых унитазов, дорогих автомобилей и других товаров с избыточными характеристиками. Многое из того, на что обратила внимание Счетная палата, в документе прописано. «Власти приняли решение не менять существующее законодательство, а заменить систему закупок с 94-го федерального закона на федеральную контрактную систему, и, если честно, пока не понятно, насколько эта замена позволит решить существующие проблемы, – говорит эксперт. – В принципе в законопроекте содержатся механизмы, которые позволят часть из них решить. Например, там заложен механизм планирования, а также предусмотрена индивидуальная ответственность за размещение неправильных закупок, которой сейчас нет. Единственное, чего бы можно было добиться сейчас, – это просто отмены каких-то закупок, а не наказания. В то же время и в этом законопроекте существует огромное количество дыр, которые придется латать уже на ходу».
Собеседник «НИ» обращает внимание на то, что в истории с госзакупками речь идет о системной проблеме. Помимо недостатков законодательства, есть еще и трудности с правоприменительной практикой. Не всегда правоохранительные органы готовы расследовать эти преступления. «Здесь нужно выявлять сговор разных участников, разных структур, но, к сожалению, наши правоохранительные органы тоже подвержены коррупции», – с грустью резюмирует Иван Ниненко. Очевидно, что в такой ситуации даже идеально написанный закон будет работать плохо, о чем уже неоднократно говорили эксперты.
«ВСЕ БЕРУТ – И НАМ МОЖНО»