Posted 26 июля 2009,, 20:00

Published 26 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Летать охота

Летать охота

26 июля 2009, 20:00
В конце прошлой недели Федеральная антимонопольная служба призвала граждан к содействию в расследовании тарифной политики российских авиакомпаний. ФАС уже начала проверки перевозчиков, пытаясь выяснить, почему цены на авиабилеты не снижаются вместе со стоимостью керосина и почему тарифы на один рейс так разительно отли
Сюжет
Авиация

По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, первая часть проверок будет касаться «неснижения тарифов на перевозки в условиях снижения цены на авиационный керосин». «Цены на авиакеросин упали на 30%, и сейчас мы смотрим, как действовали в этой ситуации авиационные компании», – рассказал он, отметив, что 40% от цены билета составляет стоимость авиакеросина. По расчетам чиновника, «если цена упала на 30%, то нужно, чтобы цена на билет снизилась примерно на 15%». «Снижение было, но на 5–7%», – напомнил он. – Этими проверками мы хотим послать сигнал авиакомпаниям, что они так же, как нефтяные компании, должны прямо зависеть от мировых цен на нефть, а не пытаться за счет потребителя урвать лишние 10%».

Второй тип проверок будет касаться механизма продажи авиабилетов. «По первому впечатлению это примерно то же самое, что и скрытые комиссии в банке», – считает руководитель ФАС. По его мнению, необходимо разобраться, почему билеты дороже, если покупать их позже. Вообще-то разница в тарифах, зависящая от времени покупки билета, существует во всех авиакомпаниях мира, но у нас она действительно порой неоправданно велика. Не устраивает антимонопольщиков и то, что сдать билет на самолет у нас практически невозможно. «Как это можно билет не возвратить? Я отказался от услуги, мне она сейчас не нужна. Почему я должен терять свои деньги? Покажите мне хотя бы один вид бизнеса, где это так! Почему я, например, могу сдать билеты в театр или на поезд, а на самолет – нет?! Должна быть логика в том, когда билет дороже, когда – дешевле. И наценка на этот билет должна варьироваться в зависимости от этой логики. Мы всерьез этим займемся», – пообещал глава г-н Артемьев, попросив граждан сообщать в ФАС обо всех случаях, когда интересы пассажиров ущемляются.

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин намерения государства разобраться с ценами на авиабилеты поддерживает. «Они у нас действительно очень высоки, – говорит «НИ» ученый. – К сожалению, мы пока так и не прибегли к зарубежному опыту: когда на Западе вводились рейсы-дискаунтеры, тогда мы еще не были к этому готовы. А сейчас на рынке авиаперевозчиков ситуация такова, что фактически ни одна компания не может существовать без участия государства – то есть не может быть полностью частной. Это нездоровая ситуация. Расследование ФАС будет очень полезно для отрасли. Цены на авиабилеты должны отражать рыночные реалии, а не рыночную власть».

Первые шаги ведомство, кстати, уже сделало: красноярское управление ФАС выявило нарушение статьи 10 закона «О защите конкуренции» со стороны компании «Аэрофлот – Российские авиалинии». Занимая доминирующее положение на рынке перевозок по маршруту Красноярск – Норильск – Красноярск, она подняла цены на билеты до 36 тыс. руб., за что и получила «привет» от антимонопольщиков. «Когда одна компания, по сути, диктует цены на билеты, это, конечно, не сговор, тем не менее остальные равняются на заявленную стоимость именно этой компании», – комментирует ситуацию Евгений Ясин. «Аэрофлот», оправдывая дороговизну, отмечает, что значительная доля себестоимости перевозок приходится на оплату услуг аэропортов. Сетует компания и на монополистов, у которых она вынуждена закупать большую часть товаров и услуг. «Поэтому в ходе проверок нужно пройтись по всей цепочке, затронув не только авиаперевозчиков, но и аэропорты, и монополистов, в частности торгующих топливом», – убежден г-н Ясин.

По словам эксперта, для того чтобы ценообразование в отрасли было справедливым, необходимо обновлять парк самолетов. «Современные технологии, а именно моторы последнего поколения позволяют экономить керосин в два раза», – отмечает экономист. Вместе с тем, убежден он, необходимо и субсидировать пассажирские перевозки. Особенно, если это будет касаться лечения, обучения и транспортировки людей с ограниченными возможностями. «Такая мера приведет к развитию рынка. Если у отрасли есть доходы, в том числе от субсидий, то появится больше возможностей для строительства самолетов и развития промышленности. У России огромная территория, и авиационный транспорт должен быть одним из главных, если не самым главным видом пассажирского транспорта. Его просто необходимо превратить в массовый рынок», – объяснил Евгений Ясин.

"