Posted 26 июня 2011,, 20:00

Published 26 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:18

Updated 8 марта, 06:18

Руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Сергей Черемин

Руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Сергей Черемин

26 июня 2011, 20:00
Для реализации масштабных проектов, заявленных нынешним руководством Москвы, необходимы огромные ресурсы. Поэтому одной из наиболее важных задач считается повышение инвестиционной привлекательности российской столицы, что должно увеличить приток в Москву прямых иностранных инвестиций. Особое место в решении данной зада

– Какое место занимает внешнеэкономическая сфера в деятельности нынешнего правительства Москвы?

– Очень большое. Дело в том, что приток иностранных инвестиций в Москву резко снизился. При этом, несмотря на кризис, во многих других регионах России, например, в Ленинградской области, на Урале, наблюдался обратный процесс. В связи с этим для нас крайне важно вернуть доверие инвесторов к Москве, привлечь в столицу долгосрочные проекты, в том числе, инфраструктурные, что сегодня особенно актуально для столицы. Поэтому не случайно Департамент внешнеэкономических и международных связей получил дополнительные функции. Мы становимся ответственными за стимулирование процессов по созданию в Москве международного финансового центра, будем отвечать за рациональное использование внешних заимствований, за выставочно-конгрессную деятельность за рубежом. Безусловно, для нас – это огромная ответственность. Мы понимаем, что сегодня существует огромная конкуренция за иностранные инвестиции не только между компаниями, но и между мегаполисами. Мы пытаемся изучать опыт многих городов мира, в том числе тех, которые уже стали традиционно известными финансовыми центрами, такими как Гонконг, Сингапур, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Нью-Йорк, Лондон. Сегодня большое значение придается модернизации городского хозяйства, и роль нашего Департамента состоит в привлечении к решению данной задачи иностранных инвесторов, поиску и созданию новых форм взаимодействия с ними.

– Вы сказали, что Департамент внешнеэкономических и международных связей получил новые функции. Это каким-то образом может повысить эффективность внешнеэкономической деятельности в интересах столицы?

– Раньше работа департамента носила международно-политический характер с уклоном в сторону поддержки соотечественников, домов Москвы за рубежом. В основном эта работа сводилась к PR-обеспечению политической деятельности предыдущего московского правительства за рубежом. Изменения в структуре департамента, наделение его новыми функциями направлены на решение главной задачи – вернуть доверие инвесторов, создать максимально благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций с целью реализации важных и значимых для города проектов.

– Каков объем привлеченных в Москву иностранных инвестиций за последние годы? Какие сферы городского хозяйства нуждаются в первоочередном притоке зарубежных финансов?

– Если брать 10-летний период, включая нынешний год, можно говорить об объеме накопленных инвестиций в объеме более 120 млрд. долларов. В 2009–2010 годах произошло снижение объема инвестиций на 40% по отношению к 2007 году – это следствие кризиса. В последние годы очень серьезно изменилась структура этих инвестиций. Из 120 млрд. объем прямых инвестиций составил около 30 млрд. К сожалению, основной объем инвестиций – это краткосрочные вложения портфельного характера, спекулятивно-финансового характера, торговые и гарантийные операции. Поэтому для нас важно изменить структуру инвестиций. В первую очередь необходимо привлекать прямые долгосрочные инвестиции в транспортную инфраструктуру, в системы связи и информатизации города, в жилищное и офисное строительство. Мы очень заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций в сферу здравоохранения – в строительство не только больших клинических центров, но и в создание современнейших диагностических центров, потому что сейчас, к сожалению, российской диагностике доверяют немногие. Поэтому те жители Москвы, кто имеет средства, предпочитают проходить обследование в Германии, Австрии, США, Израиле и других странах. Очень важны для нас инвестиции в сферу образования. На сегодняшний день у нас, например, полностью отсутствует институт университетских лабораторий, которые на Западе играют очень важную роль в развитии высокотехнологичных отраслей. Важно также привлечение инвестиций в строительство недорогих 3–4 звездных гостиниц. Ведь сейчас Москва – один из самых дорогих городов мира с большим количеством отелей премиум-класса, а вот доступных гостиниц катастрофически не хватает.

– Сколько иностранных инвестиций поступило в Москву за прошлый год?

– В 2010 году объем привлеченных прямых инвестиций составил 3,8 млрд. долларов. В 2009 году поступило 2,6 млрд. долларов. Кстати, по инвестиционной привлекательности Москва по рейтингу газеты «Файнэншл таймс» занимает сейчас среди столиц мира третье место. Но нужно понимать, что реальное привлечение инвестиций – процесс очень кропотливый, можно сказать, каждодневный. Сейчас мы проводим обследование по инвестиционному климату и связанным с этим проблемам, чтобы точно понимать, какие шаги нужно предпринимать для их решения.

– При прежнем столичном правительстве нередко происходили непонятные вещи в политике внешних заимствований. Что-то меняется в данной сфере?

– Действительно, выглядело достаточно странно, когда Москва занимала на внешнем рынке средства, одновременно размещая такие же средства на депозитах в банках. Это была неэффективная система управления казначейскими операциями. Да, Москва имеет прекрасный рейтинг на уровне суверенного. Она может занять любую сумму в любое время, это факт. Но пока нет такой необходимости, потому что бюджет Москвы достаточно хорошо сбалансирован. Поэтому мы не собираемся рефинансировать заем, который у нас предполагается к погашению осенью этого года. В целом мы будем прорабатывать все способы эффективного управления долгом.

– В какой мере привлечению иностранных инвестиций мешает коррупция?

– К сожалению, коррупция есть везде, и Москва здесь на исключение. Понятно, что такое явление не может не влиять на приток инвестиций. Наша задача – минимизировать коррупционные риски для инвесторов, создать понятные и одинаковые для всех правила игры. Сейчас мы, например, пытаемся создать службу «единого окна» для инвесторов. Что это дает? Скажем, есть участок под строительство торгового или офисного здания. Раньше инвестор, если он имел доступ к мэру или другому большому чиновнику, «правильно» к ним заходил и получал участок. Сейчас все выставляется на открытые торги. К слову, есть еще немало инвесторов, которые ностальгируют по старым порядкам. Когда я занял свой пост, ко мне «повалили» представители турецких, итальянских компаний. Парадокс, но многие инвесторы не знают, куда обращаться по интересующему их вопросу, как решить возникшую проблему. Поэтому есть смысл, наверное, ввести должность омбудсмена по инвестициям, который мог бы заняться этим. Не исключено, что функции инвестиционного омбудсмена будет выполнять именно наш департамент.

– Планы у вас большие. Когда они отразятся на жизни москвичей?

– Чудес, как это ни печально, не бывает. Кто обещает моментально выправить ситуацию или коренным образом улучшить жизнь горожан за считанные недели или месяцы, это или жулики, или демагоги, никогда не занимающиеся реальными делами. Ведь философия городского развития формировалась десятилетиями, причем последние годы наблюдалась явная стагнация практически во всех сферах. При этом нельзя, разумеется, перечеркивать все то хорошее, что было сделано при предыдущем руководстве Москвы. С учетом всего этого первые ощутимые результаты от реализации намеченного могут появиться через два-три года.

"