Posted 26 апреля 2004,, 20:00

Published 26 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Льготы отменяются

26 апреля 2004, 20:00
Сразу после майских праздников в Госдуму будет внесен проект нового Жилищного кодекса. У депутата Галины Хованской поправки к документу, написанному на 124 страницах, заняли 160 страниц.

В отличие от многих других сфер жилищная политика пока не имеет соответствующего реалиям дня документа – до сих пор в стране действует Жилищный кодекс РСФСР, принятый в 1983 году. Поскольку с тех пор многое в России изменилось, до 80% его норм уже просто не работают. Новый Жилищный кодекс, который будет внесен в Государственную думу сразу после майских праздников, должен существенно изменить ситуацию.

Во-первых, поменяются критерии, по которым предоставляют бесплатное жилье. Если в старом кодексе говорилось, что правом на получение бесплатного жилья обладают все «нуждающиеся в улучшении жилищных условий», то теперь просто быть нуждающимся мало. По новому документу, чтобы иметь такое право, нужно быть еще и малоимущим.

По словам депутата Госдумы Галины Хованской, такой подход довольно сильно сократит очередь на получение жилья. «Если сегодня по России на бесплатные метры претендуют 4,1 млн. семей, то новый кодекс сократит их число ориентировочно до 2,4–2,5 млн.», – заявила она, ссылаясь на оценку бывшего Госстроя России. Комментируя эти цифры, депутат отметила, что сегодня только 60% очередников действительно остро нуждаются в улучшении жилищных условий. Остальные, хотя формально и признаны малоимущими и нуждающимися, фактически находятся в не столь плачевных условиях, а некоторые могли бы и принять участие в различных схемах приобретения квартиры.

Что же касается Москвы, то, по словам г-жи Хованской, работавшей до избрания в Госдуму председателем комиссии Мосгордумы по жилищной политике, столичная очередь сократится примерно на 30%.

Прерогатива определять порог, за которым гражданина можно признать нуждающимся и малоимущим, будет отдана органам местного самоуправления, которые должны руководствоваться порядком, действующим в субъекте Федерации. Предполагается, в частности, учитывать такие критерии, как доходы гражданина, а также имущество, которым он владеет. Порог доходов и список видов имущества органам местного самоуправления предстоит определять самим. Из недвижимого имущества, скорее всего, будут учитывать квартиры, земельные участки, дачи, гаражи, из движимого – автомобили. «Ответ на вопрос, как это подсчитать, в Жилищном кодексе пока отсутствует», – заявила г-жа Хованская.

Разумеется, при формировании очередей муниципалитеты будут исходить и из своих финансовых возможностей. Правда, в этом случае дело может дойти до двух крайностей: либо списки очередников станут формировать по минимуму под предлогом того, что на большее денег нет, либо в них щедро включат всех мало-мальски нуждающихся, растянув очередь на многие десятилетия. На это г-жа Хованская многозначительно заявила: «У нас выборы проходят один раз в четыре года, и, если местная власть не устраивает, ее можно переизбрать».

Кстати, чтобы бесплатно обеспечить квартирой площадью 50 кв. м 2,5 млн. семей, которые, по предварительной оценке, будут иметь на это право, нужно только для них построить 125 млн. кв. м жилья. Сейчас в год по России строится 35–36 млн. кв. м. В Москве бесплатно отдается примерно 25% построенного жилья, во многих других городах и весях – в разы меньше. Так что, сколько лет будет двигаться новая очередь, несложно подсчитать.

Среди других недостатков кодекса Галина Хованская отметила отсутствие возможности первоочередного предоставления жилья. Теперь даже льготникам (к которым раньше причисляли многодетные семьи, инвалидов, больных и т. д.) придется ждать бесплатной квартиры столько же, сколько и всем остальным. Исключением станут стихийные бедствия или другие чрезвычайные ситуации, а также случаи, когда дом, в котором проживает претендент, признается аварийным.

Тем не менее депутат убеждена, что в первом чтении кодекс будет принят. А дальше его предстоит дорабатывать. «Сам Жилищный кодекс написан на 124 страницах, а мои поправки к нему – на 160», – заметила г-жа Хованская.

"