Posted 25 августа 2003,, 20:00

Published 25 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Время делить пирог

Время делить пирог

25 августа 2003, 20:00
Проект федерального бюджета на 2004 год вносится на рассмотрение Госдумы

С момента передачи проекта бюджета в Госдуму, а это произойдет сегодня, традиционно начинается «торг» двух ветвей власти – исполнительной и законодательной. Каждая из них преследует свои цели. Депутатам в предвыборный год нельзя ударить «лицом в грязь» перед избирателями, поэтому они будут просить увеличения расходов. Правительство, хоть и обещает сделать это, на кардинальные уступки пока не идет. Но по большому счету это не зависит от желания ни той, ни другой стороны – судьба бюджета уже предрешена в Кремле.

Поэтому не надо быть пророком, чтобы предсказать, как будут складываться дальнейшие события. Перед тем как окончательно утвердить бюджет в конце ноября, депутаты и правительство ради приличия поторгуются. Ведь нельзя же в конце концов взять и сразу ударить по рукам. Чуть-чуть добавят малоимущим, чуть-чуть космосу и аграриям, и можно расходиться по кабинетам – кто в Белый дом, а кто – по выборным округам. Между тем основные бюджетные параметры останутся в целости и сохранности.

Об этом свидетельствуют заявления центристов. Так, глава фракции «Отечество – Единая Россия» Вячеслав Володин заявил, что большинство их замечаний в проекте бюджете учтено, а потому «зеленый свет» главному финансовому документу страны будет дан. А лидер фракции «Единство» Владимир Пехтин отметил, что бюджет весьма и весьма «сбалансирован». Правда, остаются другие партии и депутатские объединения, чье мнение Минфин пока не учел. Или не захотел учесть. Но вряд ли они смогут повлиять на расклад сил при голосовании: центристы имеют 230 голосов, а для принятия закона требуется 226.

Напомним, что в 2004 году доходы федерального бюджета запланированы в объеме 2 трлн. 742 млрд. 850,4 млн. рублей, расходы – 2 трлн. 659 млрд. 447 млн. рублей, а профицит составит чуть больше 83 млрд. рублей. При этом в приоритетном порядке будут финансироваться несколько статей бюджета. Речь идет о расходах на национальную оборону и правоохранительную деятельность (они составят почти 720 млрд. рублей – 27,2% от общих расходов), судебная власть – 33,251 млрд. рублей (1,3%); здравоохранение и физическая культура – 48,209 млрд. рублей (1,8%) и социальная политика – 161,194 млрд. рублей (6,1%). Остальные статьи бюджетных расходов в номинальном выражении немного вырастут (хотя не все), но в процентном выражении к ВВП и с учетом поправки на инфляцию даже сократятся.

Вам нравится бюджет?

Михаил ЗАДОРНОВ, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам:

– Бюджет, на мой взгляд, неплохо сбалансирован. Но есть у него и минусы. Например, инфляция в следующем году заложена в размере 10%. Это слишком оптимистичный прогноз, реально она будет выше. Основное направление денежно-кредитной политики в 2004 году также предполагает укрепление реального курса рубля по отношению к корзине валют на 3 – 5%, но в номинальном выражении рубль несколько ослабнет к доллару.

Некоторые регионы имеют справедливые претензии к бюджету 2004 года. Причина в том, что субъекты РФ за два последних года лишились ряда доходных источников. В 2003 году был отменен налог на пользователей автомобильных дорог, а в 2004 году уйдет налог с продаж. В 2003 году в федеральном бюджете также были сконцентрированы поступления от акцизов на табачные изделия. В 2004 году у регионов полностью забирают НДПИ на газ и 5,5% НДПИ на нефть. В обмен они получают 1% налога на прибыль, акцизы на ликеро-водочные изделия и налоги на малый бизнес. Но ряду регионов это не полностью компенсирует потери, которые они понесли за 2003 год. Этот вопрос и будет одной из наиболее острых тем бюджета 2004 года.

Валерий ДРАГАНОВ, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам:

– Все то, что мы обычно делаем осенью, на этот раз удалось обсудить летом. Достаточно сказать, что июньские и августовские параметры бюджета разительно отличаются между собой. Правительство учло многие наши просьбы. И это свидетельствует о том, что первое и второе чтение бюджет пройдет довольно быстро.

На мой взгляд, тот проект бюджета, который обсуждался на правительстве, сбалансирован. Хотя некоторые депутаты и утверждают, что в нем не предусмотрены важные расходные статьи. Например, на поддержку «локомотивных» отраслей экономики. Это абсурд, потому что приоритеты промышленной политики не спускаются сверху – их определяет сам бизнес. И если он не идет в эти «приоритетные» отрасли, значит, не уверен в будущем таких проектов. Выделить же на эти цели деньги из бюджета – значит «размазать» масло по бутерброду. Лучше давать деньги в виде кредитов. Так мы и сделали по сельскому хозяйству. В бюджет по нашему настоянию внесены расходы на кредитование учетной ставки по кредитам и предусмотрено страхование сельскохозяйственных рисков на случай форс-мажорных обстоятельств. Также увеличились расходы на снос ветхого жилья, строительство квартир для молодых семей, на образование, культуру, здравоохранение, оборону. Плюс к этому федеральный центр передал регионам 6% своей доходной части. Возможно, этого недостаточно, но ведь сейчас в Думе находится закон о местном самоуправлении, который должен четко разграничить полномочия между регионами и федеральным центром и определить за каждой ветвью власти расходы. Так что губернаторы и правы, и не правы, когда говорят о том, что Москва полномочия передала, а деньги нет.

Иван ГРАЧЕВ, член комитета Госдумы по собственности:

– Я считаю, что правительство составило бюджет по пессимистическому варианту. Так расходная часть бюджета исходит из цены 20,5 долл. за баррель, а ОПЕК прогнозирует в следующем году 25 долл. и выше. К тому же, если мы действительно хотим добиться экономического роста, то существуют два рычага, которые тот же президент США Джордж Буш активно использует в своей внутренней политике. Это существенное снижение налогового бремени (не полпроцента, как у нас) и поддержка локомотивных отраслей экономики. Например, возьмем авиакосмическую промышленность. Мы еще можем вмешаться в конкуренцию Эйрбаса и Боинга. У нас есть лайнеры, хорошая теоретическая база, но нет хорошего двигателя. Два из них потенциально можно довести до ума: один – в Самаре, другой – в Перми. Но для этого нужны средства. Если мы, конечно, считаем себя игроками в авиации. Если мы не понимаем этого, наверное, не нужно предусматривать и финансирования.

Мартин ШАККУМ, председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям:

– Мы можем сейчас говорить о бюджете, который рассматривался на правительстве. В целом он, безусловно, сбалансирован. Другое дело, что отдельные его расходные статьи вызывают нашу озабоченность. Например, расходы на дорожное строительство. Они остались на прежнем уровне. А затраты по таким статьям бюджета, как промышленность, транспорт и энергетика, даже сократились на 1%. С поправкой на инфляцию, которая ожидается на уровне 10%, это означает недофинансирование важных отраслей экономики, что меня радовать никак не может.

"