Posted 25 июня 2008,, 20:00

Published 25 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

Спасла стабильность

Спасла стабильность

25 июня 2008, 20:00
Эффективность государственного управления в России ухудшилась с 2004-го по 2007 год по пяти показателям из шести, сообщил вчера Всемирный банк (ВБ). Единственное, с чем в нашей стране за три года стало лучше – это политическая стабильность.

Показатели эффективности государственного управления (Worldwide Governance Indicators) публикуются ВБ с 1996 года. Индикаторов шесть: учет мнения населения и подотчетность госорганов, политическая стабильность, эффективность работы правительства, качество нормативно-правового регулирования, верховенство закона и борьба с коррупцией. В этом году наивысшие оценки по всем показателям получили Австрия, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция и Швейцария. Безусловным аутсайдером (рейтинг по всем шести критериям близок к нулю) признали Сомали.

«Некоторые страны быстро продвигаются по пути повышения качества государственного управления. Позитивные сдвиги связаны с проведением реформ в тех странах, где политические лидеры, директивные органы, гражданское общество и частный сектор считают надлежащее государственное управление и борьбу с коррупцией необходимыми условиями устойчивого экономического роста в интересах всего населения», – отметил один из авторов доклада, директор отдела проблем государственного управления Института ВБ Даниэль Кауфманн.

За девять лет кардинально улучшилась подотчетность госорганов в Гане, Индонезии, Либерии и Перу, политическая стабильность – в Руанде, Алжире и Анголе, эффективность госорганов – в Афганистане, Сербии и Эфиопии, качество нормативно-правового регулирования – в Грузии и Конго, а борьба с коррупцией – в Либерии и Сербии. Это компенсировалось ухудшением ситуации в Зимбабве, Кот д’Ивуаре, Белоруссии, Эритрее и Венесуэле, так что в мире в целом качество управления не изменилось.

Россия находится приблизительно в первой четверти стран с конца. Общий вывод – наши показатели, в общем, несколько ухудшились. Так что балл за учет мнения населения и подотчетности госорганов снизился с –0,60 до –1,01 (минимум составляет –2,5, а максимум +2,5), поскольку большинство аналитиков отмечают давление на СМИ и уменьшение свободы слова. За борьбу с коррупцией РФ получила –0,92 балла (–0,77 в 2004 году). Это тоже ожидаемо, учитывая низкие места страны во всевозможных рейтингах коррупции, да и новый президент признал борьбу с взяточничеством одной из главных своих задач. Зато увеличилась политическая стабильность. Если в 2004 году 83% государств в мире были стабильнее России, то в 2007 году – только 77%.

Удивляет, что верховенство закона (–0,97 баллов) ухудшилось по сравнению не только с 2004 годом (–0,84), но и с 1996-м (–0,73). Впрочем, если разобраться, то оценки международных исследователей, которые использовал ВБ, чтобы подсчитать этот показатель, очень противоречивы. В большинстве своем они считают, что верховенство закона в России все-таки немного растет или, по крайней мере, не меняется. Падение РФ в этом рейтинге вызвано, в основном, оценками правозащитной организации Freedom House, которая традиционно и довольно жестко критикует наши власти. С 1996-го по 2004 год она понизила наш рейтинг почти вдвое. Для сравнения: тот же показатель на Украине менялся практически противоположно российскому: с –0,96 баллов в 1996 году до –0,7 баллов в 2007-м.

Эффективность нашего правительства немного снизилась за три года, тем не менее, это самый лучший российский показатель. Если в 1996 году у 72% государств кабмин был более эффективным, то в 2004 лишь 55% государств превосходили нас качеством министров, а в 2007 – 58%. «К сожалению, сейчас невозможно прогнозировать, насколько будет эффективно новое правительство, которое пока занимается собственным реформированием, а затем уйдет в отпуск. Кабинет Зубкова по сравнению с правительством Фрадкова был довольно аморфным, поскольку, например, без боя сдал вопрос о повышении тарифов естественных монополий», – заявил «НИ» научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский.

Также снизилось качество нормативно-правового регулирования: с –0,24 баллов до –0,44. Несмотря на то, что по этому индексу нас перегоняет 65% стран, качество регулирования остается вторым по величине российским показателем. «Основная проблема здесь в том, что множество российских законов – законы непрямого действия, которые чиновники могут достаточно широко трактовать, что создает почву для коррупции», – считает г-н Кричевский. По словам эксперта, мы вполне можем соперничать с Кенией, где 90% законов непрямого действия.

Что касается других участников рейтинга из СНГ, то ситуация заметно ухудшилась в среднеазиатских государствах, существенно улучшилась на Украине, а в остальных странах не изменилась или изменилась незначительно.

"