Posted 25 мая 2010,, 20:00

Published 25 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:47

Updated 8 марта, 06:47

Приключения европейцев в России

25 мая 2010, 20:00
Вчера на конференции «Европейский бизнес в России – сценарии посткризисного развития» много говорилось о партнерстве. В руководстве Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России подчеркивали: партнерство подразумевает равное участие, а взаимная выгода должна извлекаться из модернизации, которую уже не только политичес

Напомним, на саммите Россия – ЕС, прошедшем в конце 2009 года в Стокгольме, лидеры стран договорились о более тесном посткризисном сотрудничестве и даже придумали для этого слоган – «Партнерство для модернизации». Вчера Райнер Хартманн, председатель правления АЕБ, коротко, но четко попросил правительство России быть последовательным в заявленной стокгольмской программе. Особо он выделил то, что инициатива государства должна выражаться в использовании стимулов для прихода европейского бизнеса, а не протекционизма от него, очевидно, имея в виду скороспелую идею Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан и Россия), нацеленного на защиту общих границ от импортных товаров.

В общем-то европейские бизнесмены не были оригинальными – их беспокоят те же коррупция и «откаты», отсутствие «длинных» денег, инфраструктуры и прозрачности в принимаемых решениях, которые портят жизнь и российскому бизнесу. Только говорят они об этом не столь прямолинейно, отмечая, в частности, что на федеральном уровне их понимают и принимают зачастую теплее, чем на региональном. В глубинке вообще не скрывают, что никого не ждут и просто так подписывать разрешительные бумаги не собираются.

В этом смысле нагляден приведенный на вчерашней встрече пример. Когда в мае прошлого года на годовом собрании ЕБРР в Лондоне японская компания Komatsu (производство оборудования для строительства) с удовольствием доложила о начале первого проекта в России, ее руководство в своем офисе вывесило около 500 (!) разрешительных документов, которые пришлось для этого добыть. Резолюции заняли стену длиной 6 метров и несколько лет жизни сотрудников компании. Были упомянуты и неприятные операции «обналички» через мошеннические схемы. Как отмечали западные бизнесмены, государство не останавливает от таких действий даже своих чиновников, не то что частные компании.

Особая проблема – кадры. Вице-президент «Фольксваген-групп» в России Мартин Ян пожаловался: «Наши предприятия в Калуге и Санкт-Петербурге сразу ощутили проблему нехватки знаний и навыков среди работников. Российскую систему технического образования нужно коренным образом менять. И мы готовы здесь задействовать свои рычаги». Не стоит надеяться на заверения представителей Минэкономразвтия о том, что через месяц проблема с высшим звеном в иностранных компаниях будет решена (для этой категории специалистов приняты поправки в миграционное законодательство). Ведь «синие воротнички» из Европы в Россию на вахту не ездят. Рабочих и «технарей» нужно срочно готовить дома.

Выслушав все эти пожелания, руководитель Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Сергей Беляков честно признался: «Россия всегда умела делать не лучший выбор. Но уроки кризиса показали, что альтернативы модернизации нет. Это не только развитие новых отраслей, но и перевооружение старых. Мы сделаем все, чтобы запустить спрос на инновации у нас в стране, тогда процесс станет необратимым».

"