Posted 24 сентября 2003,, 20:00

Published 24 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Подарок большого «дракона»

Подарок большого «дракона»

24 сентября 2003, 20:00
Вчера председатель российского правительства Михаил Касьянов подписал в Пекине итоговое коммюнике по вопросам сотрудничества с Китаем. Итоги противоречивы. С одной стороны, премьер добился отсрочки введения пошлин на импорт стали в эту страну. С другой, так и не получил твердых гарантий того, что Китай поддержит Россию

Итоги визита российского премьера Михаила Касьянова в Пекин на первый взгляд выглядят весьма внушительными. Кроме итогового коммюнике, было подписано пять двусторонних документов, среди которых протокол «О совершенствовании механизма раннего предупреждения и консультаций по чувствительным товарам в двусторонней торговле», а также соглашение о сотрудничестве между Внешторгбанком и CITIC Industrial Bank. Более того, российский премьер обещал своему китайскому коллеге, премьеру Госсовета Вень Цзябао увеличить в ближайшее время поставки российской нефти по железной дороге с 2,7 млн. тонн до 4–4,5млн. тонн. А китайцы в ответ пообещали увеличить объем своих инвестиций в российскую экономику.

Но главным подарком, который китайцы преподнесли российскому премьеру, оказались уступки по «стальному» вопросу. В начале этой недели стало известно о том, что министерство торговли Китая приняло окончательное решение в отношении импорта стальной продукции из России. Китайские чиновники признали, что этот импорт наносит ущерб деятельности национальных производителей. И даже установили «заградительные» пошлины на российскую сталь. Однако реализация этого решения отложена на неопределенное время, и вполне возможно, что с российских металлургов эту дань так и не будут собирать. Во всяком случае до тех пор, пока не испортятся отношения между РФ и КНР.

Но если по «стальному» вопросу китайцы смягчили свою позицию, то по другим не уступили ни пяди. Так, по-прежнему будет проводиться антидемпинговое расследование против российских производителей поливинилхлорида (из него производятся такие материалы, как покрытия для кабелей, проводов, полов, линолеум и многое другое). Да и импорт других видов российской продукции также может оказаться под угрозой введения «защитных» пошлин. Единственное, чего удалось добиться Михаилу Касьянову, это уговорить китайцев консультироваться с российским правительством до того, как принять решение о начале антидемпинговых расследований. И не мешать России вступать в ВТО. Китайцы ответили, что все будет хорошо. И даже пообещали первыми завершить двусторонние консультации с Россией по этому вопросу. Ведь наша страна для того, чтобы ее приняли в ряды ВТО, должна заручиться поддержкой всех 146 стран – членов этой организации, включая Китай.

Однако скоро стало ясно, что свою поддержку китайцы готовы продать только за очень высокую цену. Например, в ответ они ждут, что Россия откроет свои границы для доступа китайской рабочей силы. Само собой разумеется, Михаил Касьянов этого пообещать не мог. В результате ему пришлось заявить, что «переговоры проходили весьма непросто».



"