Posted 24 июня 2009,, 20:00

Published 24 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

Грань физического выживания

24 июня 2009, 20:00
Вчера стало известно, что президент АвтоВАЗа Борис Алешин подписал приказ о переходе предприятия с сентября нынешнего года по февраль 2010-го на неполную, 20-часовую рабочую неделю без компенсации простоя. Конвейер будет работать в две смены. Решение согласовано с профсоюзом предприятия. Если сегодня, по словам лидера

Последнюю оптимизацию затрат ВАЗ провел буквально в мае: на июнь завод перевели на работу в одну смену, а не в три, как это было в добрые времена. А оплата не отработанного до нормы времени осуществляется в размере 2/3 средней заработной платы. Решено, что такой порядок работы сохранится до сентября. Как предупреждал накануне президент АвтоВАЗа Борис Алешин, пойти на такой шаг руководство автогиганта вынудил пессимистический прогноз на этот год: продажи автомобилей упадут так, что за удачу будет сочтено, если до конца года удастся продать хотя бы 1,2 млн. малолитражек, а доля «Лады» на рынке составит хотя бы треть. Столь пессимистический прогноз вполне реален, поскольку уже по итогам пяти месяцев 2009 года продажи на АвтоВАЗе упали на 45% – до 151 тыс. машин. Правда, до подписания приказа президент компании говорил, что простои будут оплачиваться в размере 1/5 от средней зарплаты. Сейчас же решено, что оплата будет производиться только за фактически отработанное время. Под сокращение пошли зарплаты и всего топ-менеджмента, который до этого мало в чем себе отказывал. Подсчитано, что если в 2008 году содержание персонала обошлось предприятию в 26,6 млрд. руб., то общая экономия от простоя может составить около 8 млрд.

«Сейчас ситуация на ВАЗе признана настолько сложной, что на заводе введено двухмесячное планирование, – рассказал «НИ» бывший лидер вазовского независимого профсоюза «Единство», а ныне депутат Госдумы Анатолий Иванов. – ВАЗ является градообразующим предприятием: на нем работает каждый седьмой житель 700-тысячного Тольятти, а на 320 смежных предприятиях – еще несчитано сколько. Поэтому несложно представить, каково придется городу в целом. Вообще Самарская область признана одним из самых депрессивных регионов страны: падение промышленного производства здесь составило 30%».

Еще до объявления ВАЗом «скрытой безработицы» численность официально зарегистрированных безработных в Тольятти с начала года выросла втрое, составив 9 тыс. 228 человек. Вакансий же в службе занятости – 2020, как правило, в бюджетных учреждениях с невысокой заработной платой. Так называемый коэффициент напряженности труда в городе сегодня – 4,5 человека на одно рабочее место. Как рассказала «НИ» руководитель пресс-центра Тольяттинской городской думы Светлана Батулова, в связи с новым обстоятельством в городском парламенте уже сейчас ведутся разговоры о серьезном перекраивании в сторону сокращения бюджета: на налогах от ВАЗа без преувеличения держалась вся экономика города. Мэр Тольятти Анатолий Пушков уже сообщил журналистам, что руководство города будет принимать все возможные меры по снижению социальной напряженности и в самое ближайшее время подготовит план мероприятий по выходу из кризисной ситуации.

«Мы стоим перед выбором, – объяснял буквально несколько дней назад предстоящие действия руководства завода президент АвтоВАЗа Борис Алешин. – Либо сокращать людей, либо сохранять рабочие места, снижая при этом стоимость затрат. На совете директоров на прошлой неделе мы приняли решение сохранить рабочие места, но сократить затраты. Все это нацелено на выход к положительному финансовому потоку в конце года. Нам необходимо иметь совершенно свободный, спокойный диалог с банками. Мы закрыли обязательства перед ними в июне, хотя это было непросто даже с учетом помощи, которая дошла от правительства РФ, – наши обязательства составляли примерно 15 млрд. рублей. В октябре нам предстоят также серьезные выплаты порядка 10 млрд. руб., но я считаю, что мы с этой задачей справимся, применив подобные меры». Кроме того, он сообщил, что в рамках ужесточения финансовой дисциплины сокращение затрат коснется не только зарплат, но и содержания социальной сферы. Словом, город ставится на грань выживания.

Сегодня на АвтоВАЗе напряженно ждут беспроцентную бюджетную субсидию в размере 25 млрд. руб., которую премьер-министр Владимир Путин обещал заводу еще в марте нынешнего года. Деньги эти должны поступить в июне-июле и пойдут на пополнение оборотных средств и реструктуризацию собственных долгов, общая сумма которых превысила 40 млрд. рублей. Но после этого, как сообщили «НИ» источники в Тольятти, до 2013 года дополнительной помощи от государства компании ждать не рекомендовано. Правда, под давлением руководства страны государственные банки согласились прокредитовать предприятие на 8 млрд. руб. для покрытия срочных расходов.

Как поведал «НИ» депутат Анатолий Иванов, по его информации, на заводе сейчас идут авральные кадровые перестановки. Упорно говорят о том, что Борис Алешин пост президента АвтоВАЗа в ближайшее время намерен оставить, уступив место нынешнему исполнительному вице-президенту компании Игорю Комарову, который был введен в правление завода в конце апреля для контроля над финансовыми потоками предприятия, в том числе – и расходованием госпомощи. До этого он занимал должность помощника руководителя госкорпорации «Ростехнологии», а еще раньше работал заместителем гендиректора по экономике и финансам в «Норникеле». В то же время, скорее всего, уже в ближайшее время к управлению заводом вернется и бывший топ-менеджер предприятия Виталий Вильчик, который буквально 5 июня ушел на пенсию. Впрочем, по словам сотрудников автогиганта, не по своей воле.

По городу, рассказали корреспонденту «НИ» друзья в Тольятти, ползут слухи один невероятнее другого. Люди обсуждают возможных «спасителей», но мало верят в то, что АвтоВАЗ кто-то сможет вытащить из трясины. Настроение мрачное – горожане готовятся перейти в режим физического выживания.

"