Posted 24 августа 2019,, 09:16

Published 24 августа 2019,, 09:16

Modified 7 марта, 15:38

Updated 7 марта, 15:38

Застой вместо роста: что не так с национальными проектами

Застой вместо роста: что не так с национальными проектами

24 августа 2019, 09:16
Одной из проблем в реализации нацпроектов эксперты называют систему распределения мероприятий и финансовых ресурсов, когда в рамки одного проекта порой входят по восемь и более программ.
Сюжет
Бюджет

Национальные проекты по демографии и здравоохранению в первом квартале 2019 года оказались в лидерах по уровню финансирования из бюджета, а во втором — попали в аутсайдеры по темпам реализации в субъектах федерации. В августе эти две программы раскритиковал главный куратор всех нацпроектов — премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Чем недоволен глава правительства, а также кто и когда понесет ответственность за срыв ведущих социальных госпланов, выясняло Первое антикоррупционное СМИ:

Национальные проекты под угрозой срыва, заявил в августе 2019 года глава правительства Дмитрий Медведев. Особо он выделил ситуацию с реализацией нацпроектов «Демография» и «Здравоохранение», поручив выявить и наказать виновных в задержке исполнения этих двух, наверное, самых важных государственных программ.

Национальный проект в сфере демографии ставит две принципиальные цели — увеличить продолжительность здоровой жизни до 67 лет, а также долю граждан, ведущих здоровый образ жизни. Для этого разработано пять федеральных проектов, которые предусматривают финансовую поддержку семей при рождении детей, создание условий дошкольного образования для малышей до трёх лет, формирование системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами, а также внедрение программы по укреплению здоровья и строительства современных спортивных объектов.

Общий бюджет — более 3 трлн руб. Самый высокий уровень расходов предусмотрен по проекту «Финансовая поддержка семей при рождении детей» — почти 2,7 трлн рублей. Туда заложены, к примеру, выплата материнского капитала, ипотечное кредитование, оплата процедур искусственного оплодотворения для бездетных семей и не только.

Если говорить о ближайших перспективах, то уже до конца 2019 года в рамках нацпроекта «Демография» должны открыть 90 тыс. мест в яслях для детей от полутора до трех лет, а для повышения качества жизни пожилых людей из федерального бюджета выделят 45 млрд рублей для реконструкции объектов в домах престарелых и инвалидов.

Национальный проект курирует заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова, а его руководителем назначен министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Татьяна Голикова является куратором еще одного нацпроекта — «Здравоохранение», руководит которым министр здравоохранения Вероника Скворцова.

Помимо общих ответственных лиц эти проекты имеют и схожие цели. Так, эффективность охраны здоровья будут измерять ростом численности населения страны и повышением общей продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году. Для этого разработано восемь федеральных программ — «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения», «Обеспечение медицинских организаций квалифицированными кадрами», «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров», «Создание единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» и «Развитие экспорта медицинских услуг».

Национальный проект ставит ряд конкретных задач. Среди них — создание более 350 новых фельдшерских и акушерских пунктов, охват граждан профилактическими медосмотрами не реже одного раза в год и развитие санитарной авиации в субъектах. Совокупные расходы на проект до 2024 года составят 1,7 трлн рублей. При этом, самая большая строка расходов — 969 млрд рублей— на борьбу с онкологическими заболеваниями.

Примечательно, что в мае 2019 года, когда Счетная палата раскритиковала расходование средств на нацпроекты, общий объем финансирования которых на 1 квартал не дотянул даже до 13%, «Здравоохранение» и «Демография» вошли в тройку лидеров. Финансирование по первому составило почти 44% от годового плана, а по второму — около 20%.

Но при более детальном рассмотрении выяснилось, что лидерство «Здравоохранения» обусловлено расходованием средств лишь по одному пункту нацпроекта из восьми — «Борьба с онкологическими заболеваниями» (70%). При этом, по четырем другим направлениям в первом квартале 2019 года не было освоено ни рубля, а ещё по трем — финансирование составило менее 3%. Такое же неравномерное распределение средств специалисты отметили и по проекту «Демография».

А в августе главный куратор всех нацпроектов премьер-министр Дмитрий Медведев обязал Минздрав России совместно с Минэкономразвития проанализировать причины неисполнения в установленный срок мероприятий по направлению «Оказание первичной медико-санитарной помощи» в рамках программы «Здравоохранение». Эти задачи были сорваны в 20 субъектах, среди которых Московская область, Республика Дагестан, Краснодарский край и другие.

Причиной стало несвоевременное предоставление земельных участков под строительство и установку фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. Высшие должностные лица данных регионов должны были исправить свои промахи до 10 августа 2019 года.

Такой же срок для «ускорения» Дмитрий Медведев дал в рамках нацпроекта «Демография». В рамках этой федеральной программы 13 субъектов РФ сорвали планы по строительству дошкольных учреждений, запланированных к вводу в эксплуатацию в ноябре.

Среди антилидеров — Удмуртская Республика (запланировано 12 объектов), Республика Северная Осетия — Алания (запланировано 10 объектов), Саратовская область (запланировано 9 объектов) и Самарская область (запланировано 8 объектов).

Отметил глава правительства и низкое исполнение по подпрограмме «Старшее поколение». Показатели менее 6% от плана в части организации дополнительного профессионального образования для пенсионеров были зафиксированы в 12 субъектах. Среди них — Санкт-Петербург, северные и кавказские республики, Калининградская область, Пермский край.

Кстати, заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова считает, что одна из проблем в реализации нацпроектов кроется в сложной системе распределения мероприятий и финансовых ресурсов по госпрограммам, когда в рамки одного проекта порой входят по восемь и более программ. Такая «многослойность» характерна для проектов и «Здравоохранение» и «Демография».

Также Вера Чистова отметила, что паспорта всех нацпроектов формировались в крайне сжатые сроки, и сейчас они находятся в стадии корректировки с учётом рекомендаций Счётной палаты.

"