Posted 23 августа 2004,, 20:00

Published 23 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Военно-полицейский бюджет

Военно-полицейский бюджет

23 августа 2004, 20:00
Вчера правительство РФ одобрило проект федерального бюджета на 2005 год. Треть госрасходов в новом году уйдет на содержание силовиков и лишь чуть более 15% – на образование, здравоохранение, культуру и социальную политику.

Доходы федерального бюджета РФ в 2005 году запланированы на уровне 3326,08 млрд. руб., расходы – 3047,97 млрд. руб. (в бюджете-2004 – 2659 млрд., то есть с учетом инфляции они выросли на 9,1%). Профицит составит 278,11 млрд. руб., или 1,5% ВВП (в текущем году – 0,5%). Рост ВВП снизится с 7,1% до 6,3%. Инфляция тоже уменьшится с 10% до 7,5–8,5%. Бюджет рассчитан исходя из среднегодовой цены нефти Urals в 28 долларов за баррель и курса 30 руб. за доллар.

Приятная новость в том, что государство повысит зарплаты бюджетникам на 20% с 1 января 2005 года. С 1 сентября следующего года на 50% увеличатся и стипендии. Кроме того, на 12,5% проиндексируют пенсии. Однако самые большие статьи бюджета – национальная оборона (528,1 млрд. руб., или 17,3% всех расходов), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (398,4 млрд. руб. – 13,1%) и общегосударственные вопросы (490 млрд. рублей – 16,1%), то есть финансирование реформ.

Если же сравнивать 2005 год с 2004-м, то общегосударственные расходы вырастут на 38%, расходы на оборону – на 28%, национальную безопасность – 26%, науку – 20%, культуру – 17%, а социальную политику – 12%. Затраты на сельское хозяйство и рыболовство снижены на 10%.

Примечательно, что на финансирование здравоохранения, образования, культуры и социальной политики выделено 435,6 млрд. руб., или чуть более 15% от всех расходов. На содержание силовиков, повторим, заложено в общей сложности более 1 трлн. руб. (30,4%), да еще 4,1% – на обеспечение государственного оборонного заказа. И это еще не все данные – суммы, выделенные на «военные» федеральные целевые программы, засекречены.

Расходы по силовым статьям российского бюджета росли с 2001 года, но таких темпов, как сейчас, не достигали никогда. Любопытно, что еще в июньском варианте бюджета на эти цели предполагалось потратить 31% бюджета, а в представленном вчера варианте уже около 34%. Откровенно силовой бюджет уже одобрил спикер Госдумы Борис Грызлов: «Я неоднократно говорил о необходимости принятия подобного решения, так как эффективность работы силовых ведомств напрямую зависит от государственных расходов на эти нужды».

Кроме силовой ориентации бюджета удивляет использование Стабилизационного фонда. К Новому году его объем превысит 500 млрд. руб., после чего дополнительные поступления от нефти можно будет использовать в других целях на законных основаниях. Минфин предложил 92,2 млрд. «стабилизационных» денег направить на погашение внешнего долга, а еще около 75 млрд. перевести в бюджет, что позволит отказаться в 2005 году от внешних заимствований. Дальше – больше: 74,7 млрд. пойдут на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ, образовавшегося из-за снижения ставки единого социального налога с 35,6% до 26%.

С учетом этих расходов к 1 января 2006 года объем фонда по плану составит 795,3 млрд. руб., то есть около 190 долларов на россиянина. Для сравнения: в Кувейте каждый гражданин при рождении получает из аналогичного резервного фонда по 3000 долларов, ежегодные субсидии жителя Аляски из нефтяного фонда находятся на уровне 2000 долларов, и даже в Мексике и Норвегии фонды будущих поколений в 3–4 раза больше российских.



Справка «НИ»

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА МОДЕРНИЗАЦИИ:
– Что бы нам ни говорили о Чечне, но пока оттуда приходят гробы, войну нельзя считать оконченной. Воюющая страна должна иметь серьезный военный бюджет, однако в бюджете 2005 года допущен уж очень серьезный перехлест по всем военным статьям. Увеличение финансирования было бы оправданно, если бы деньги шли на закупку новых образцов военной техники, на новые исследования, разработку новых технологий, но мы этого не видим. Нынешний бюджет – это в чистом виде удовлетворение ведомственных амбиций за счет всех остальных. И это естественно, когда власть в стране у людей из силовых структур.

НАТАЛЬЯ АКИНДИНОВА, ЭКСПЕРТ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ:
– Рост расходов на силовые статьи мы наблюдаем давно. Официально приоритетами ставились другие цели, а эти статьи повышались молча. Важно и качество этого повышения. У меня не вызывает вопросов финансирование, направленное, например, на инвестиции в высокотехнологичную часть оборонного комплекса и на инновации. Однако нынешние механизмы финансирования даже для этих отраслей не годятся, поскольку ресурсы распыляются и не позволяют достичь прорыва ни в одной из отраслей оборонки.

ИРИНА ХАКАМАДА, ГЛАВА ОРГКОМИТЕТА ПАРТИИ «СВОБОДНАЯ РОССИЯ»:
– Нынешний полицейский бюджет – это полный бред: увеличиваются расходы на силовые статьи, в то время как финансы не идут в инновационные и высокотехнологичные отрасли. И происходит это в условиях, когда необходима серьезная поддержка науки, когда у пенсионеров отнимают льготы, а образование фактически неконкурентоспособно. Я не могу понять, с кем мы боремся и кого в итоге будем охранять. Да, в бюджете выделены серьезные средства на госзаказ и НИОКР, но, я думаю, все равно эти деньги будут коррумпированы. Ведь вся оборонная отрасль у нас абсолютно закрыта.

ВАГИФ ГУСЕЙНОВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОЦЕНОК И АНАЛИЗА, ГЕНЕРАЛ-МАЙОР:
– С приходом к власти в стране новой администрации президента Путина, которая гораздо в большей степени озабочена возрождением международного престижа России и повышением ее обороноспособности, появилась надежда, что теперь контроль над расходованием оборонных финансов будет гораздо более жестким. В течение более чем десяти лет мы сознательно разрушали наши Вооруженные силы. В этой связи сейчас расходы на оборону повышать необходимо, поскольку перед государством стоит в этой области ряд задач, требующих неотложного решения. В том числе именно в ВПК разрабатываются высокие технологии, которые являются залогом экономического рывка в будущем. Однако я считаю, что нельзя сосредоточивать внимание только лишь на обороне, забыв о других областях, требующих серьезной помощи со стороны государства, – социальной сфере, науке, искусстве, чтобы не повторить трагический опыт Советского Союза.

"